Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Как отмечалось в начале книги, в связи с полнейшим отсут­ ствием дорог проектировщики, которым нельзя было отказать в хо­ зяйственной сметке, умело и в полной мере использовали водные пути, по которым доставлялись необходимые материалы и обору­ дование. Да, ближайшие железнодорожные станции, такие как Сердоболь, Льекса, Улеаборг, Званка, отстояли от строящейся Мур­ манской железной дороги (на всех ее трех участках) не менее чем на 400 верст. Вот с этих станций зимой 1915 года по санному пути гужом, а весной по рекам, озерам и, отчасти по морю из Архан­ гельска, везли строительные материалы. С открытием навигации снабжение строящейся дороги пол­ ностью перешло на водные пути. Так, южный участок (Петроза­ водск—Сорока) на 77 процентов снабжался из Петрограда с до­ ставкой грузов на два склада, расположенных на самой линии, а на остальные 23 процента (северная часть участка и вся линия Кан­ далакша—Мурман) — со складов в Архангельске, куда грузы в течение всей навигации доставлялись водным путем из Вологды и Котласа. От пристаней грузы подавали к месту строительства гужом. На каждом участке было до 1500 рабочих и до 100 кон- ноподводчиков. За навигацию 1915 года из Архангельска было перевезено на линию 2,1 миллиона пудов различных грузов, из них в Сороку — 950 тысяч пудов и 173 единицы подвижного состава (паровозы, крытые вагоны, платформы), в Кандалакшу — 650 тысяч пудов, в Колу — 360 тысяч пудов и в остальные порты, расположенные близ дороги от Сороки до Кандалакши,— 150 тысяч пудов. Значительные услуги строящейся железной дороге оказало морское пароходство. Оно приняло на свои пароходы для нее 1,8 миллиона пудов грузов. Бывали дни, когда на Белом море только под перевозкой железнодорожных грузов было занято око­ ло 20 пароходов. На протяжении всего периода строительства дороги остро стоял вопрос об обеспечении ее необходимыми материалами. Собственная промышленность не могла своевременно обеспечить снаряжением и оборудованием дорогу. Поэтому закупали все подряд в Англии, Франции, частично — в Америке. Рельсов легких, подвижного со­ става, инструментов, механического снаряжения, перевозочных приспособлений было приобретено на рекордную по тем временам сумму— 12,5 миллиона рублей. Мурманская железная дорога примыкала к трем выходам из Белого моря — Сороке, Кеми и Кандалакше. Кроме того, Сорок- ская бухта была конечным пунктом Онежско-Беломорского канала. Поэтому существовал даже проект: в связи с экстренностью про­ кладки Мурманской дороги участок Сорокская бухта—Канда­ лакша вообще не сооружать, а использовать морской путь от 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz