Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

народ из многих губерний России: Нижегородской, Казанской, Симбирской, Смоленской, Пензенской, Калужской... Часть рабочих, отправленных на Сорокский участок от станции Званка (Северной железной дороги) через Петрозаводск, шла по так называемому Олонецкому тракту 350 верст пешком. Шли в жестокие морозы, многие без теплой одежды, при скудном пи­ тании. Заболевшие в пути потом неделями валялись в бараках без медицинской помощи. Для линии Кандалакша—Мурман в 1915—1916 годах в период замерзания Белого моря 6700 рабочих решено было перевезти кружным путем, через Финляндию, Швецию, Норвегию.' Дело было спешное. По договоренности в Швеции и Норвегии для перевозки были предоставлены беспересадочные маршрутные поезда. Очевид­ цы отмечали, что на протяжении всего пути поведение рабочих было весьма благопристойным. Когда же здесь, среди чужого народа, рязанские и тамбовские мужики увидели настоящее, без конца и без края море и живое чудище — пароход, который должен был вобрать их в себя и везти в неизвестную страшную даль, вспомнили о боге. Целой толпой упали они на колени и закричали: «Спаси господи!» На норвежцев это произвело потрясающее впечатление. С началом активных военных действий на русско-германском фронте в 1915 году на строящейся дороге появились первые воен­ нопленные. Из Омского военного округа на линию Петрозаводск— Сорока прибыло 8100 человек немцев, чехов и словаков. Во второй половине лета уже на Мурманскую ветку прибыло еще 2100 военнопленных. В конце года вновь привезли 8 тысяч военнопленных, на этот раз немцев и австрийцев. Как рабочая сила они оказались производительнее, чем вольнонаемные. Стиму­ лом служило обещание российских властей раньше освободить во­ еннопленных от работы на Севере. В начале 1916 года появилась новая партия — 25 тысяч человек — мадьяр и немцев. Рабочих все равно не хватало. Вновь разъехались вербовщики по стране. Но искать свободных людей в истерзанной войной России было все труднее. Кроме того, многие уже наслышались о тяготах жизни на Севере. И потому люди нередко выбирали вместо вербовки фронт. По опыту строительства на Дальнем Востоке привлекли сюда с Транссибирской дороги китайцев. Летом 1916 года их на «Мур- манку» прибыло 10 тысяч. В год окончания строительства на дороге, помимо русских, ра­ ботали финны, татары, армяне, дагестанцы, киргизы, чехи, венгры, немцы, китайцы — всего более 70 тысяч человек. Существовал по­ рядок: прибывающие на строительство дороги сдавали паспорта 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz