Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

В начале апреля 1915 года из Пензенской губернии через Нор­ вегию в Колу прибыла первая партия рабочих в несколько сот человек. Так возникло первое поселение рабочих-землекопов на месте будущего Мурманска. В том же году поселок получил назва­ ние Семеново и образовались три самостоятельные единицы: порто- стройка, железнодорожный поселок и базстройка. Специалистов до сих пор поражает та необычная, не имеющая аналогов в мировой практике, скорость, с которой велось строи­ тельство Мурманской железной дороги, самой близкой к Северному полюсу на всем земном шаре. А ведь велось оно в непрерывной борьбе со стихией и природными препятствиями, которые тут на каждом шагу. Из всей длины линии Мурманской железной дороги в 987 верст (1054 км) 250 верст составляли сплошные болота. Осо­ бенно тяжелыми считались участки Петрозаводск—Сорока и Со­ рока—Мурман. Например, весь отрезок пути от Сороки до Кеми (52 версты )— сплошное болото. (Из-за этих болот образовалось много кривых, что значительно удлинило трассу.) Железнодорожный путь, как известно, состоит из земляного полотна и верхнего строения пути. Без знания этих азов трудно представить себе ту прорву работ, которая ожидала строителей дороги. Земляное полотно — это насыпи и выемки, служащие осно­ ванием для верхнего строения пути, и искусственные сооружения: водопропускные трубы, мосты, путепроводы. В целом по линии от Петрозаводска до Мурмана было построено 1100 искусственных сооружений, в среднем на версту пути около 5 саженей водопро­ пускных отверстий или 8 погонных саженей мостов. Верхнее строение пути — это рельсы со скреплениями, стрелоч­ ные переводы, шпалы и брусья, балластный слой. Особую трудность для строителей представляло сооружение земляного полотна. Строительного материала вроде бы хватало. Рядом с насыпью попадались песчаные земли, на которых устраи­ вались карьеры. А для засыпки болот использовали частью морен­ ные гряды камней, частью поваленный лес. Рабочих для такой грандиозной стройки не хватало. Управление строительства железной дороги разослало по всей России своих вербовщиков. Измученные нуждой люди с радостью нанимались на якобы привычную для них тяжелую работу. Но они не учитывали того, где строится дорога. По этой причине на «Мур- манке» нередко развивались драматические события. В 1915 году на строительстве железной дороги работали 24 ты­ сячи человек. И еще 5500 вербованных ожидалось из Финляндии. Добирались будущие строители дороги до места работ по 12 суток, если следовали через Петроград, и по 15—17 суток — на северный участок стройки через Архангельск. На стройку прибывал 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz