Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
В начале апреля 1915 года из Пензенской губернии через Нор вегию в Колу прибыла первая партия рабочих в несколько сот человек. Так возникло первое поселение рабочих-землекопов на месте будущего Мурманска. В том же году поселок получил назва ние Семеново и образовались три самостоятельные единицы: порто- стройка, железнодорожный поселок и базстройка. Специалистов до сих пор поражает та необычная, не имеющая аналогов в мировой практике, скорость, с которой велось строи тельство Мурманской железной дороги, самой близкой к Северному полюсу на всем земном шаре. А ведь велось оно в непрерывной борьбе со стихией и природными препятствиями, которые тут на каждом шагу. Из всей длины линии Мурманской железной дороги в 987 верст (1054 км) 250 верст составляли сплошные болота. Осо бенно тяжелыми считались участки Петрозаводск—Сорока и Со рока—Мурман. Например, весь отрезок пути от Сороки до Кеми (52 версты )— сплошное болото. (Из-за этих болот образовалось много кривых, что значительно удлинило трассу.) Железнодорожный путь, как известно, состоит из земляного полотна и верхнего строения пути. Без знания этих азов трудно представить себе ту прорву работ, которая ожидала строителей дороги. Земляное полотно — это насыпи и выемки, служащие осно ванием для верхнего строения пути, и искусственные сооружения: водопропускные трубы, мосты, путепроводы. В целом по линии от Петрозаводска до Мурмана было построено 1100 искусственных сооружений, в среднем на версту пути около 5 саженей водопро пускных отверстий или 8 погонных саженей мостов. Верхнее строение пути — это рельсы со скреплениями, стрелоч ные переводы, шпалы и брусья, балластный слой. Особую трудность для строителей представляло сооружение земляного полотна. Строительного материала вроде бы хватало. Рядом с насыпью попадались песчаные земли, на которых устраи вались карьеры. А для засыпки болот использовали частью морен ные гряды камней, частью поваленный лес. Рабочих для такой грандиозной стройки не хватало. Управление строительства железной дороги разослало по всей России своих вербовщиков. Измученные нуждой люди с радостью нанимались на якобы привычную для них тяжелую работу. Но они не учитывали того, где строится дорога. По этой причине на «Мур- манке» нередко развивались драматические события. В 1915 году на строительстве железной дороги работали 24 ты сячи человек. И еще 5500 вербованных ожидалось из Финляндии. Добирались будущие строители дороги до места работ по 12 суток, если следовали через Петроград, и по 15—17 суток — на северный участок стройки через Архангельск. На стройку прибывал 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz