Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

К 1913 году Россия, развивая сеть своих железных дорог, уже имела выход ко всем крупнейшим внутренним и внешним водо­ емам. Уже действовали Одесская и Прибалтийская железные до­ роги, обеспечив выход к Черному и Балтийскому морям, уже су­ ществовала Транссибирская магистраль, навечно связавшая центр России с Дальним Востоком и Тихим океаном. Уже действовала железная дорога и на Севере — Вологодско-Архангельская до пор­ та Архангельск. Правда, пропускная способность ее была чрезвы­ чайно низкой. Отчасти это было связано с коротким временем на­ вигации, так как в долгий зимний период работы в Архангельском морском порту замирали. Вторая причина заключалась в том, что до 1914 года Архангельская ветка была узкоколейной и какие-то работы по улучшению состояния дороги не предполагались. И толь­ ко в середине 1914 года путь «перешили» на широкую колею. В то время в России очень остро стоял вопрос о продлении на­ вигации на Севере. И тогда вспомнили о незамерзающем море у Мурманских берегов. Уже в ходе строительства железной дороги, рассчитывая мор­ ские пути от поселка Семеново до портов Америки, выяснили: это расстояние на 1000 верст короче, чем от Балтийских портов. Было от чего торопиться с постройкой...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz