Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

ционными капиталами. По ходатайству земства Олонецкой губер­ нии на строительстве железной дороги Петербург—Петрозаводск (384 версты) было решено использовать частный капитал. Но бога­ теев, желающих вложить свои деньги в строительство дороги, не находилось. Строительство Олонецкой железной дороги началось только 14 июля 1914 года (за 6 дней до первой мировой войны) на сред­ ства французского синдиката «Enterprise Generate». В 1915 году строительство ее было закончено. Мысль о прокладке стального пути к незамерзающему Кольско­ му заливу теперь уже не покидает государственных мужей. В нача­ ле октября 1914 года особое совещание при управлении по соору­ жению железных дорог в последний раз обсудило вопрос о соору­ жении Мурманской железной дороги, и 16 октября ведомство путей сообщения, заручившись поддержкой Совета Министров, избирает начальной точкой Мурманской железной дороги город Петроза­ водск (конечный пункт строящейся Олонецкой дороги), а конеч­ ным — город Колу. Через 4 дня в Совет Министров поступает представление о раз­ решении изысканий на линии Петрозаводск — Кола. (Но уже в ходе строительства возникла необходимость продлить линию на 11 верст к северу, до так называемой Семеновской бухты.) Начало империалистической войны и те угрожающие условия, в которые была поставлена Россия, когда она оказалась в эконо­ мической изоляции от внешнего мира, разом решили проблему. В конце декабря 1914 года Совет Министров решил ускорить сооружение этой железной дороги и ассигновал на изыскательские работы 17,5 миллиона рублей. Окончательное решение о постройке Мурманской линии было принято 1 января 1915 года. До того же долгое время на различных уровнях обсуждался вопрос о том, где быть конечному пункту дороги. Одни предлагали вести ее до центра уезда —Александровска, другие —до полуостро­ ва Рыбачий, третьи — настаивали на районе Семеновской бухты (и этот проект был принят). После окончательного выбора места тупикового пункта железной дороги и порта возник вопрос о расположении сортировочной станции. И здесь оказалось несколько вариантов. Одни предлагали расположить сортировку в районе города Колы, где имелось ровное плато (сейчас там и есть станция Кола). Второй вариант — тепе­ решний южный район рыбного порта. Лучшим из вариантов ока­ зался тот, что предполагал расположить станцию рядом с морским портом. Этот вариант и был принят. Прокладка железных дорог, как правило, неотделима от мор­ ских путей. Это продиктовано экономическими интересами и вза­ имоувязано. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz