Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

пеший, частью водный путь, существовавший между Кандалакшей и Колой в старину. Что представлял собой этот путь? Зимой сооб­ щение осуществлялось на оленях, когда указателем служили лишь вехи да разные пометки на деревьях. Устанавливались и станци­ онные избы на перегонах, между которыми было, 50—90 верст. Между становищами Мурманского берега, несмотря на частую не­ спокойную погоду, сообщение происходило круглый год благодаря незамерзающему морю. С мая до половины сентября начиналось регулярное сообщение между Мурманом и административным центром губернии —Архангельском. Курсировали почтово-пасса­ жирские суда пароходского сообщества. В зимнее время пароходы делали несколько рейсов по главным становищам Мурмана и захо­ дили также в город Вардё, который являлся главным пунктом торговли между севером России и Норвегией. Такова была общая обстановка к началу нового, XX века. В общественных кругах России в то время шла оживленная полемика о необходимости железнодорожного пути на Север. Со­ хранившиеся публикации тех лет передают суть глубоких противо­ речий, предшествовавших строительству дороги. Прокладка до­ роги, главным образом, связывалась с ее стратегическим пред­ назначением— с устройством на Мурмане военного порта. ...Начиная с 1898 года на Мурмане в течение 7 лет работала научно-промысловая экспедиция, образованная судоходным обще­ ством. Хотя экспедиция носила чисто морское название, занима­ лась она исключительно земными делами, еще и еще раз изучая возможности соединения стальным путем далекого Мурмана с центральной Россией. За 7 лет экспедиция подготовила 130 раз­ личных трудов, докладов и записок. Но результаты исследований последствий не имели. Каждый новый проект требовал новых изысканий. Строительство Мурманской железной дороги вновь оттянулось из-за начавшейся в 1904 году русско-японской войны и последо­ вавшей за ней революции 1905—1907 годов. В 1908 году особая Высшая комиссия по всестороннему иссле­ дованию железнодорожного дела в России представила план его развития на пятилетие (1912—1917 годы). В плане намечалось соединить Петербург с Олонецким краем и Мурманом. Пятилетний план был подготовлен к апрелю 1912 года. Он предусматривал, что наиболее выгодно и экономически целесообразно вести дорогу че­ рез Петрозаводск, Кемь и Колу. При этом два крупных внутренних водоема — Ладожское и Онежское озера — соединялись с Белым морем. За постройку железнодорожной линии от северной столицы до Петрозаводска взялось вновь образованное общество Олонецкой железной дороги е гарантированными правлением дороги облига­ 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz