Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
лезной дороге специальный поезд через Ярославль доставил их в Вологду. Оттуда через Великий Устюг пароходом по Северной Двине добрались до Архангельска. Там пересели на судно «Мур манское пароходство», которое, кстати, было в ведении министер ства финансов, и, по пути зайдя в Соловецкий монастырь, достигли берегов Мурмана. Экспедиция, обогнув Кольский полуостров, спустилась по Коль ской губе до места, где вскоре суждено было возникнуть Мур манску. Лучшей гаванью на Мурманских берегах считалась Екатери нинская (бухта в районе города Полярный), но, учитывая советы немногочисленного местного населения, комиссия на пароходе заходила во все гавани — становища, облюбованные когда-то ры- баками-поморами. Лучше Екатерининской гавани места для стоянки судов действительно не нашлось. К этому мнению при шли и все крупные специалисты из свиты министра. «...Такой гран диозной гавани, — писал позже Витте, — я никогда в жизни не видал. Она (гавань) производит еще более грандиозное впечатле ние, нежели Владивостокская». В докладе министра упомянуто было и о возможном соединении «внутренней России с севером двухколейным железнодорожным путем». Единственным практическим шагом в результате экспедиции Витте было решение перенести административный центр из Колы вплотную к Екатерининской гавани, где в 1899 году был основан новый уездный центр — город Александровск (ныне Полярный). В дальнейшем предполагалось соединить его с центральной Рос сией железной дорогой (Александровск стал бы конечным пунктом будущей линии). Что же касается базы для размещения военно- морского флота, то выбор пал на Прибалтику (Либава). Если внимательно всмотреться в карту Кольского полуострова, прежде всего бросается в, глаза, что вся его территория изрезана многочисленными озерами, реками и речушками. Среди этого «обилия воды» взгляд невольно ищет: а нет ли сплошного водного пути с юга на север? Оказывается, еще с незапамятных времен этот вопрос занимал колян, с тех,самых пор, когда приспособились люди волоком перетаскивать суда из водоема в водоем, если на их пути возникали небольшие участки суши. Таким препятствием для северян являлся перешеек длиной в 6 километров между Кол- озером и Палесмозером, кстати, единственной сухопутной прегра дой. Существовала также прожектерская идея прорыть здесь канал и таким образом создать сплошной водный путь из Белого моря в Кольский залив. Может, будь климат чуть помягче, канал и про рыли бы, а так идея осталась лишь идеей. Зато железный путь так уже и вели проторенными тропами по берегам этих водоемов. При проектировании железной дороги учитывали этот частью 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz