Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

лезной дороге специальный поезд через Ярославль доставил их в Вологду. Оттуда через Великий Устюг пароходом по Северной Двине добрались до Архангельска. Там пересели на судно «Мур­ манское пароходство», которое, кстати, было в ведении министер­ ства финансов, и, по пути зайдя в Соловецкий монастырь, достигли берегов Мурмана. Экспедиция, обогнув Кольский полуостров, спустилась по Коль­ ской губе до места, где вскоре суждено было возникнуть Мур­ манску. Лучшей гаванью на Мурманских берегах считалась Екатери­ нинская (бухта в районе города Полярный), но, учитывая советы немногочисленного местного населения, комиссия на пароходе заходила во все гавани — становища, облюбованные когда-то ры- баками-поморами. Лучше Екатерининской гавани места для стоянки судов действительно не нашлось. К этому мнению при­ шли и все крупные специалисты из свиты министра. «...Такой гран­ диозной гавани, — писал позже Витте, — я никогда в жизни не видал. Она (гавань) производит еще более грандиозное впечатле­ ние, нежели Владивостокская». В докладе министра упомянуто было и о возможном соединении «внутренней России с севером двухколейным железнодорожным путем». Единственным практическим шагом в результате экспедиции Витте было решение перенести административный центр из Колы вплотную к Екатерининской гавани, где в 1899 году был основан новый уездный центр — город Александровск (ныне Полярный). В дальнейшем предполагалось соединить его с центральной Рос­ сией железной дорогой (Александровск стал бы конечным пунктом будущей линии). Что же касается базы для размещения военно- морского флота, то выбор пал на Прибалтику (Либава). Если внимательно всмотреться в карту Кольского полуострова, прежде всего бросается в, глаза, что вся его территория изрезана многочисленными озерами, реками и речушками. Среди этого «обилия воды» взгляд невольно ищет: а нет ли сплошного водного пути с юга на север? Оказывается, еще с незапамятных времен этот вопрос занимал колян, с тех,самых пор, когда приспособились люди волоком перетаскивать суда из водоема в водоем, если на их пути возникали небольшие участки суши. Таким препятствием для северян являлся перешеек длиной в 6 километров между Кол- озером и Палесмозером, кстати, единственной сухопутной прегра­ дой. Существовала также прожектерская идея прорыть здесь канал и таким образом создать сплошной водный путь из Белого моря в Кольский залив. Может, будь климат чуть помягче, канал и про­ рыли бы, а так идея осталась лишь идеей. Зато железный путь так уже и вели проторенными тропами по берегам этих водоемов. При проектировании железной дороги учитывали этот частью 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz