Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
Так говорит история. Проходили века. Наступил и XIX. А власть державная все еще смотрела на этот край лишь сквозь стекла Зимнего дворца: «места убогие» видела она в нем, а в официальных бумагах именовала его «краем зело дальним и отлеглым». Впервые о транспортном пути от Белого моря до Петербурга в России заговорили в 1871 году. Появился на свет проект прове дения Вытегорско-Онежокой железной дороги как связующего звена между Белым морем, Мариинской системой и Петербургом. На изыскания для строительства этой дороги 4 ноября 1871 года последовало высочайшее соизволение крестьянину Архангельской губернии Василию Воробьеву. (В то время по административному делению Кольский полуостров на правах уезда, с центром в городе Коле, входил в Архангельскую губернию.) Изыскания были закончены в конце 1872 года, и тогда же определилась протяженность железной дороги на город Онегу — 334 версты. О дальнейшем пути на север разговору пока не было. Но «проект» был опубликован: бумажный ход был дан. В 70-х годах прошлого века существовал еще один проект (Больмана), более перспективный, — о проведении конно-железной дороги на Мурман. Но только спустя еще десять лет правительство начинает проявлять заинтересованность Мурманом. В 1889 году олонецкий губернатор Конкевич подготовил доклад «О значении для России мурманских портов». Были проведены исследования некоторых заливов и бухт восточного побережья Кольского полу острова, указанных в докладе. На Мурман были снаряжены экспе диции: в 1890 году — под началом капитана второго ранга Ивано ва, в 1894 году — министра финансов Витте и в том же году — инженера Риппаса, в 1896 году — адмирала Сиденснера и, наконец, в 1897 году — адмирала Дубасова на крейсере «Алмаз». Мы расскажем только об одной из них, об экспедиции Витте, которая дала новый толчок... бумажному ходу. Но все-таки дала. Зимой 1893/94 года в правительстве разбирался вопрос об устройстве главной морской базы для русского флота в Европе. Предполагались два места: Прибалтика (порт Либава) и Мурман. Чтобы составить беспристрастное мнение о незамерзающем порте в районе Мурманского берега, и была предпринята инспекционная поездка министра финансов. В ее состав входили директор кора бельного завода, морской министр Кази, чиновник госдепартамен та торговли и мануфактур по морскому делу Конкевич, директор канцелярии министерства финансов Романов. В свите министра были сотрудник газеты «Московские ведомости» Каткова, публи цист Кочетов (подписывался обычно Евгений Львов) и художник Борисов, ученик Академии художеств. Любопытно, как они добирались до Мурмана. Сначала по же 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz