Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Война не оставляла людям времени для долгих переживаний или лечения недугов и ран. Так, в частности, было и с Федором Павловым, вернувшимся в те дни с фронта инвалидом. Бывший фронтовик недолго давал волю личному горю, а пошел работать на пункт технического осмотра Мурманского вагонного депо. И вскоре зарекомендовал себя как лучший производственник. Это было исчерпывающей характеристикой для коммунистов предприя­ тия, которые, не колеблясь, приняли Павлова в свои ряды. Смертельная опасность подстерегала ежедневно, а то и еже­ часно бригады локомотивов и бригады проводников, водивших и сопровождавших поезда с грузами. Часто погрузка вагонов и фор­ мирование поездов производились под бомбежками. В случае прямого попадания люди тут же, под осколками бомб, расцепляли состав, отсортировывая пострадавшие вагоны, и вновь формирова­ ли его. За время боевых действий на Мурманском направлении не было суток, чтобы фашисты не бомбили станцию Мурманск по нескольку раз... Но десятки электровозов стремительно покидали станцию, уводя на юг, туда, где гремели ожесточенные бои и кова­ лась победа над врагом, груженные боевой техникой, боеприпаса­ ми и другим снаряжением составы. Это, однако, не исключало опасности для людей, ведших и сопровождавших составы. Фашистские летчики нередко вылетали на охоту за поездами. И машинисты не раз проявляли исключительное мужество, смекал­ ку и поистине военную хитрость в поединках с воздушными пира­ тами: то уводили поезда в выемки местности, то обманывали фа­ шистских летчиков, маневрируя скоростью. Но положение было далеко не равным: против пулеметов и пушек врага кабины паро­ возов и электровозов были легкоуязвимыми. Правда, со временем рационализаторы Мурманского локомо­ тивного депо нашли способ защиты... для электровозов. Они пред­ ложили бронировать кабины машин стальными листами пулене­ пробиваемой толщины (в Мурманском локомотивном депо этими работами руководил мастер Е. И. Фефелов, в Кандалакшском — И. А. Боевец). За короткий срок были покрыты броней каби­ ны всех электровозов. Но на паровозах сделать это не уда­ лось... Но чаще всего, когда поезд благополучно прибывал на конеч­ ную станцию и машиниста спрашивали, как прошел рейс, он уста­ ло отвечал: «Нормально...» Таким «нормальным» был и тот, когда машинист Кандалакш­ ского локомотивного депо Трофим Иванович Лапченко и его по­ мощница Вера Патчиева оказались под прицелом фашистских летчиков. При первом же заходе вражеских самолетов для бом­ бежки шедшего состава снарядом был перебит контактный про­ 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz