15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.
через 23 года (когда по-настоящему прижало) стали строить (но ни шатко ни валко) и к зиме 1941 года «соединили» две дороги, Кировскую и Северную. Справедливости ради следует сказать, что, по уточненным данным, «дорогу» в 1939 году начали было строить, но строили вяло —вначале помешала финская кампа ния, затем иные проблемы... И теперь после небольшого и неси стемного экскурса в историю мы возвращаемся на станцию Ма- лошуйка, к Славину. Ход истории на Мурманском главном ходу принимал исключительно фронтовое направление. Станция Малошуйка, в 1941 году представлявшая собой 4 пути, чтобы разъехаться, и вдруг стала командным пунктом секретной дороги Сорокская - Обозерская в обход южного бе рега Белого моря с выходом на Большую землю. Она стала «цен тром» управления строительством. К июлю 1941 года шпальная решетка (ее сняли с линии Пинозеро - Ковдор) была полностью уложена, и началось сквозное временное движение. Эту 350-ки- лометровую стальную колею за три месяца, с июня по сентябрь, наскоро, на «живую нитку», с невероятными страданием и стара нием выложили заключенные Сороклага. И вот теперь, прежде чем по рельсам застучали колеса со ставов с военной техникой и боеприпасами, Славину и другим пришлось изрядно потрудиться: предстояло ее «ожелезнодоро- жить», отрихтовать, засыпать щебнем, укрепить полотно, отрегу лировать стрелочные переводы, оборудовать участок сигналами и железнодорожными знаками. Все это должен был проделать технический контроль Главного управления железнодорожного строительства НКПС, куда входил и Славин. И хотя он был ре визором, не чурался никакой работы, да ему бы и не позволили. Время было такое, что не до личных амбиций и переживаний. Все это должны были сделать в кратчайшие сроки уже сами же лезнодорожники. Неимоверно трудно было укладывать и ров нять балласт. Все было смерзшееся и плохо поддавалось лопате. И Славин, и другие участники строительства с ним намучились. Ветер и мороз пробирали до костей. Как выжили, впоследствии никто объяснить не смог. Условия работы и жизни были экстремальными не только по климату, но и по бытовым неурядицам. Морозы под 55 градусов, метели в ноябре суточную работу сметали в несколько мгнове ний. И... постоянные напоминания из центра: «надо» и «срочно». При этом - скудное питание и отсутствие в рационе витаминов, отсюда - поголовные цинга и авитаминоз. В пищу шла даже сос новая кора, от цинги спасал настой хвои. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz