15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

проведены и изыскания. В 1916 году высокая комиссия депар­ тамента путей сообщения по новым дорогам посчитала эту зада­ чу первоочередной. Тогда от них отмахнулись: не время - война, брат... А проектировщики не унимались: существовал еще вари­ ант - проведение железнодорожной линии Котлас - Пермь (1441 верста). Почему-то всем думалось, что этот участок в бли­ жайшие годы будет очень востребован (какие молодцы, какие умные головы!). Есть же провидцы в нашем государстве. Был к тому же и экономический расклад: проведение железной дороги напрямую от Котласа до Перми сокращало существующее рас­ стояние на 262 версты, а это 9 часов хода, и что особенно харак­ терно - ни Архангельск, ни Мурманск не были конкурентами, а дополняли друг друга. Это редкое качество в среде удачных предложений, когда одновременно выявляются сразу несколько очевидных выгод. Новая большая война высветила все пороки недальновидности. К чему мы все это? А вот к чему: увидел проблему - реши! Во что бы то ни стало. «Все равно лишних денег в казне не будет. А если будут - разворуют». Это мы не про своих, это про тех, про дореволюционных!.. Кстати, трасса этой секретной дороги пол­ ностью совпала с трассой и изысканиями 1916 года. Прошло еще 10 лет. В 1926 году народный комиссариат пу­ тей сообщения вновь ставит вопрос перед правительством о по­ стройке дороги Сорока - Котлас, т. е. соединения Мурманской и Северной железных дорог, но из-за отвлечения средств на перво­ очередные нужды с постройкой линии опять не вышло... Парадоксы истории. Их в нашей истории предостаточно. В 1939 году, думаем, что с подачи Кагановича (хоть таким спосо­ бом обратить внимание руководства страны - строить дорогу). Этот вопрос особо был выделен на съезде партии, и тогда глава правительства Молотов высказался так (стилистику сохрани­ ли - прим. ред.), цитируем: «... в отношении Кировской желез­ ной дороги я должен подтвердить, что на дороге будут проложе­ ны вторые пути от Мурманска до станции Сорока и поперечная железная дорога на линии Сорока - Плесецкая, соединяющая две северные дороги, Кировскую и Северную. Это усилит связь Севера с центром и лучшему использованию леса и рыбных бо­ гатств Севера» (заметим, первая фраза премьера была о вторых путях). Но увы!.. Было это в 1939 году, а вторых путей от Мурманска до Апа­ титов так до сих пор и нет. Зато с превеликими трудностями 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz