15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.
Если при выборе профессии нередко интуитивно вмешива ется судьба, то при назначении НОДа действует строгий расчет, и тут одной интуиции мало, хотя и она иногда оказывает суще ственное влияние. Здесь главное - послужной список и то, как претендент на должность проявил себя на различных должно стях до утверждения НОДом. Не будем сбивать с толку ревнителей точных формулировок. В 1936 году должности первых начальников на Мурманском отделении дороги назывались так: «начальник Мурманского отделения движения (ДН)», ибо в параллель с ними на отделе нии были еще и начальники паровозного отделения. Такими ДНами в Мурманске были Ерофеев, Михайлов и Спирин (о них речь впереди). Кстати, о начальниках паровозных отделений ин формации нет или почти нет, и это связано с тем, как распределя лись их роли в реальности событий. Тут ни прибавить, ни уба вить. Но в нашем повествовании мы покажем и докажем, что с первых дней существования ДНов именно они заняли главен ствующее положение при обеспечении перевозочного процесса, а в период Великой Отечественной войны это стократно под твердилось. Появление НОДов было исторически оправдано и предопределено. В плане подготовки к 100-летию Мурманской железной до роги мы планировали создать сборник «Почетные железнодо рожники» Мурманского отделения дороги, ибо среди них есть совершенно исключительные люди. Величие того или иного ру ководителя не есть его собственное, а лишь тех великих людей и событий, которыми он окружил себя. При таком сочетании и творится великое дело. Но в последний момент подумалось, что сухое перечисление фамилий будет скучновато - не будет чув ствоваться дыхания эпохи и ритма жизни, а в двух строчках о них не расскажешь. Поэтому мы решили назвать в книге самых заметных и знаменитых почетных железнодорожников, и тут оказалось, что все или почти все мурманские НОДы также удо стоены такого высокого звания. Это тем более справедливо и ло гично, так как все, что делали и сделали эти руководители, дале ко не каждому по плечу «Удел назначен нам не равный, и разно мы оставим в жизни след...» Экономический путь Севера - это путь Мурманской желез ной дороги. Кто этого не понимает, тот никогда не оценит ее зна чения, великий талант предвидения наших предшественников - строителей и устроителей этой дороги. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz