15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

Если при выборе профессии нередко интуитивно вмешива­ ется судьба, то при назначении НОДа действует строгий расчет, и тут одной интуиции мало, хотя и она иногда оказывает суще­ ственное влияние. Здесь главное - послужной список и то, как претендент на должность проявил себя на различных должно­ стях до утверждения НОДом. Не будем сбивать с толку ревнителей точных формулировок. В 1936 году должности первых начальников на Мурманском отделении дороги назывались так: «начальник Мурманского отделения движения (ДН)», ибо в параллель с ними на отделе­ нии были еще и начальники паровозного отделения. Такими ДНами в Мурманске были Ерофеев, Михайлов и Спирин (о них речь впереди). Кстати, о начальниках паровозных отделений ин­ формации нет или почти нет, и это связано с тем, как распределя­ лись их роли в реальности событий. Тут ни прибавить, ни уба­ вить. Но в нашем повествовании мы покажем и докажем, что с первых дней существования ДНов именно они заняли главен­ ствующее положение при обеспечении перевозочного процесса, а в период Великой Отечественной войны это стократно под­ твердилось. Появление НОДов было исторически оправдано и предопределено. В плане подготовки к 100-летию Мурманской железной до­ роги мы планировали создать сборник «Почетные железнодо­ рожники» Мурманского отделения дороги, ибо среди них есть совершенно исключительные люди. Величие того или иного ру­ ководителя не есть его собственное, а лишь тех великих людей и событий, которыми он окружил себя. При таком сочетании и творится великое дело. Но в последний момент подумалось, что сухое перечисление фамилий будет скучновато - не будет чув­ ствоваться дыхания эпохи и ритма жизни, а в двух строчках о них не расскажешь. Поэтому мы решили назвать в книге самых заметных и знаменитых почетных железнодорожников, и тут оказалось, что все или почти все мурманские НОДы также удо­ стоены такого высокого звания. Это тем более справедливо и ло­ гично, так как все, что делали и сделали эти руководители, дале­ ко не каждому по плечу «Удел назначен нам не равный, и разно мы оставим в жизни след...» Экономический путь Севера - это путь Мурманской желез­ ной дороги. Кто этого не понимает, тот никогда не оценит ее зна­ чения, великий талант предвидения наших предшественников - строителей и устроителей этой дороги. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz