15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

дорогу. Контингент был разный. Иных лагерь испортил оконча­ тельно, но это были люди, а дороге нужны были люди, и с этим приходилось считаться. Следует заметить, что Министерство пу­ тей сообщения было одним из первых, кто выступил с инициати­ вой о заключении индивидуальных трудовых договоров с теми, кто был освобожден по амнистии. Да, железная дорога, железная дорога... Много ты чего пови­ дала на своем веку, много перечувствовала, многих спасла от го­ лода и холода. Многих приютила в критический момент жизни, многих спасла. Поклонимся же ей низко за все то хорошее, что она сделала. Все-таки больше было хорошего. На фоне этих трагических событий умиротворенным и очень нужным для железнодорожников было вышедшее в 1953 году Постановление Совета Министров СССР «Об огородничестве рабочих и служащих». В Министерстве путей сообщения разви­ ли эту тему, где вышел приказ «об улучшении работы по органи­ зации огородничества в МПС. Под огороды на 1953 год закреп­ лялись огороды рабочих, земли подсобных хозяйств, свободные земли промышленных предприятий, земли в полосе отвода же­ лезных дорог, земли Гослесфонда». Они закреплялись на срок до 3-х лет и если не подлежали в ближайшее время под застройку, и не более 0,15 гектара на семью. Отрасль всеми силами пыталась подкормить своих тружени­ ков в это непростое для страны время, хотя и дополнительными усилиями со стороны железнодорожников. В те годы, особенно в период войны, в Мурманском отделении дороги интерес к под­ собным хозяйствам был еще достаточно силен (помните Борисо­ ва?), потому заполярные труженики железной дороги восприня­ ли министерское указание с энтузиазмом. А куда деваться!.. Был еще аргумент в пользу огородов именно на Кольском полуостро­ ве - это уже догадка местных старожилов. Полярный день (без ночи) давал растениям достаточно света даже при отсутствии солнечных дней. Вызревало все. Говорят, что путейцы стоят одной ногой на железнодорожном полотне, а другой - на земле. С началом зарождения железных дорог уже предполагалось, что приусадебный участок для путе­ вых рабочих - это дополнительный приработок семье. Потому у путейцев была самая низкая категория по оплате труда. Иметь свои приусадебные участки заполярные железнодорожники со­ гласились сразу, а позднее, с 1956 года, у них появился интерес строить свое индивидуальное жилье. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz