15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.
1 мая. Оставалось еще 2500 человек, судьбу которых поручили Министерству путей сообщения. Спустя какое-то время уже в качестве вольнонаемных им предложили работу на строитель стве железнодорожной ветки на Печенгу и Заполярную. Еще сложнее было разбираться со «строителями» генераль ного плана освоения Кольского Севера. Этот план, поначалу очень смелый, предусматривал соединение станций Титан и Кировск железнодорожным путем с пунктами восточного побе режья Белого моря - с Йоканьгой и Поноем, а также с Умбой. Замысел был самый привлекательный - дорога искала грузы: до сих пор снабжение продовольствием и строительными мате риалами шло морским путем при замерзающем Белом море. Эти пункты со временем могли стать морскими портами. Во-вторых, развивая станции Титан и Кировск, железная до рога надежно бы связала эти отдаленные выходы к морю с цент ром Кольского полуострова. И отнюдь не случайно в Кировске был сооружен огромный по тем меркам железнодорожный вокзал. В перспективе благодаря железной дороге можно было осваивать месторождения полезных ископаемых в центральной тундре. И что самое важное - закольцевать путями сообщения все важнейшие и стратегические пункты Кольского Севера. Вот только исполнение было варварским. В конце марта 1953 года было принято решение о консер вации этого строительства. В Йоканьге оказались невостребо ванными сотни тонн грузов: автомобили, электростанции, ком прессоры, бульдозеры. Из строительных материалов - столбы, железо, пиловочник из Архангельска. 280 тонн продовольствия. Все это нужно было срочно распределить, и как всегда, жесткие сроки - до 1 мая. Выход нашли - все это с баланса на баланс передали Северному флоту. А по Апатитско-Кировскому узлу появился приказ Мини стерства путей сообщения от 5 июня 1953 года: «Передать желез нодорожный поселок и сооружения на станции Титан Кировской железной дороге», а на поверку выходило - Мурманскому отде лению дороги. Об обстановке того времени мы рассказали. Те перь следует уточнить, что все эти решения принимались у ру ководства страны. И при чем же здесь Струков?.. А Струков был исполнитель. Именно он находился в центре этих драматических событий, и с него был спрос. И начались для А. В. Струкова напряженные дни. Нужно было думать о людях. Куда было деваться бывшим заключен ным? Часть из них осела в Кировске и... поступила на железную 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz