15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

На Мурманском отделении дороги появился уже состояв­ шийся, опытный и целеустремленный начальник - такие-то как раз и нужны на Севере. Приехал человек, «понюхавший» войны, с наградами, в том числе и с трудовыми: две медали «За трудовое отличие» (1950 и 1952 год). Ну а если охарактеризовать одним словом, то трудяга - тянет, как локомотив. В мае 1953 года вышло знаменитое Постановление Совета Министров СССР «Об объединении железных дорог» (объеди­ нялись уже не отделения дороги, как в 1946 году, а целые доро­ ги). Вот пояснение к этому постановлению: «Объединялось 29 железных дорог (из числа 55 существую­ щих) в 14 железных дорог, т. е. упразднялось целых 15 дорог. Так, Октябрьская и Ленинградская объединялись в одну Октябрь­ скую ж. д. с управлением в Ленинграде. Мурманскую (Ки­ ровскую) не тронули. Она еще и приросла в границах стыковоч­ ных станций: с севера - Ваенга, с юга - Волховстрой-1, Неболчи, Пестово, с запада - Вяртсиля, с востока - Мудьюга. Управление дороги сосредоточилось в Петрозаводске». На это постановление надо было реагировать, но в Мур­ манске все было уже заранее сделано: стыковочный узел - Зе­ леный мыс действовал со времен войны, так что приняли только станцию Ваенга, которую до этого обслуживали военные. И еще одно очень серьезное испытание ждало отделение до­ роги и его начальника А. В. Струкова в том же 1953 году. Парал­ лельно с этим узкоотраслевым постановлением вышло еще одно, более серьезное и резонансное: В 1951-1953 годах драматично развивались события на Апатитско-Кировском узле. В жесто­ чайших погодных условиях, даже по северным меркам, строи­ лась станция Титан. Все земляные работы выполняли заключен­ ные - «стройка № 509». В борьбе за апатит эта станция должна была иметь решающее значение. В кратчайшие сроки было уложено 11 километров главных путей, 22 стрелочных перевода. Природа яростно сопротивля­ лась натиску людей. Бураны налетали с востока, просачиваясь в узкую горловину между хребтами в низину станций Титан и Ки- ровск. Обильные снегопады приводили к человеческим жертвам. Как в этих условиях работалось железнодорожникам - вопрос. Амнистия в марте 1953 года всколыхнула всю страну. Для невинно осужденных это означало свободу. Ждали больших перемен и «строители» станции Титан. По самым скромным при­ кидкам их было около 5 тысяч. Сразу по амнистии освободили 1300 человек, еще 1000 человек готовили к освобождению до 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz