15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

инженером (на правах заместителя) Мурманского отделения до­ роги. Три года интенсивного труда. Сколько дел по восстанов­ лению разрушенного войной хозяйства, повседневных забот по организации перевозок, безопасности движения поездов. Бли­ жайший помощник - главный ревизор по безопасности движе­ ния поездов на Мурманском отделении дороги Георгий Василье­ вич Шмалев, бывший машинист Кандалакшского локомотивного депо, - легендарная личность. Впрочем, это вовсе и не легенда: 12 декабря 1941 года желез­ нодорожникам поручили ответственное и сверхсекретное зада­ ние: провезти из Мурманска в Москву министра иностранных дел Великобритании Антони Идена. В 17 часов 13 декабря от перрона Мурманского вокзала отошел поезд специального на­ значения. В голове поезда, сразу за паровозом, два вагона с охраной, в середине состава шел бронированный салон-вагон для англичан, за ним международный вагон с советскими дипло­ матами. Перед литерным поездом на некотором расстоянии двигался паровоз, который должен проверять целостность пути и в слу­ чае чего принять на себя удар возможного минирования. Ма­ шинистом этого паровоза и был Шмалев. Участок для него был от станции Имандра до Кандалакши. За этот рейс Г. В. Шмалев получил медаль «За боевые заслуги» и был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». После войны Георгий Васильевич долгое время работал ре­ визором по безопасности движения поездов. Железнодорож­ ники могут подтвердить, что это одна из самых ответственных должностей на транспорте. Хлеб нелегкий, зато уважение всеоб­ щее. А когда пришло время идти на пенсию, с дорогой не расстал­ ся и по предложению В. П. Деревянкина - председателя совета ветеранов стал заведовать музеем боевой и трудовой славы Мур­ манского отделения дороги. Всвою очередь, он (Шмалев) стал незаменимым помощником для прежнего начальника отделения дороги, во всяком случае, начальник отделения Карасиков (сам энергетик) доверял ему во всем. В феврале 1950 года его (Карасикова) откомандирова­ ли на Ленинградскую железную дорогу. А специалист со стажем Г. В. Шмалев так и остался при новом начальнике главным ре­ визором по безопасности движения поездов. Когда начальником Мурманского отделения утвердили В. В. Борисова, никто не уди­ вился. Наоборот, многие и Шмалев, хорошо знавший его, были рады и знали - пришел хозяин. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz