15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

На машинистах действительно была большая ответствен­ ность. И вместе с тем это были очень скромные и работящие люди, не претендующие на особый комфорт. Может показаться, что в книге слишком много внимания уде­ ляется личностям начальников отделений. Это сделано намерен­ но, и в свое время о каждом из них будет сказано достаточно и только по делу. Ибо во многом (правда, не во всем) политику на отделении дороги определяет НОД (начальник отделения доро­ ги). Тут уж ни убавить, ни прибавить. И каждый НОД - это жи­ вая история отделения дороги. Первый послевоенный год был характерен наивысшим тру­ довым подъемом для всей страны. Стосковавшиеся по мирному труду люди с энтузиазмом (впрочем, и в иные годы его не при­ ходилось занимать) принимались за титаническую работу, по­ нимая, что, только напрягшись до предела, можно будет быстро залечить раны, нанесенные войной. В марте Верховный Совет СССР принял Закон о пятилетием плане восстановления и раз­ вития народного хозяйства. И Карасиков буквально повторил, каковы их планы по восстановлению отделения дороги, что было сказано в законе, но в масштабах страны. А сказано было то, что «за пять лет пред­ стоит не только восстановить хозяйство пострадавших от войны районов и в короткий срок достичь довоенного уровня экономи­ ки, но и превзойти то, что было до войны». Был разработан и генеральный план развития железно­ дорожного транспорта в 4-й пятилетке (1946-1950 годы). В 1948 году МПС возглавил министр Борис Павлович Бещев (у руля МПС был 29 лет, до 1977 года). На первое место новый ми­ нистр поставил задачу - путь и локомотивы (паровозы на 50% были выведены из строя). Как и везде, где прошла своей страшной поступью война, обстановка на Мурманском отделении была не из легких. Тео­ ретически это Карасиков знал, но реальное положение вещей энтузиазма не добавляло. Тревога усугублялась еще тем, что по­ лотно железной дороги, которое в течение четырех военных лет практически не ремонтировалось, а только латалось, находилось в угрожающем состоянии. С него и надо было начинать. Душой всех этих патриотических начинаний по восстанов­ лению хозяйства и по должности, и по духу (все-таки боец 1-й конной!..) стал начальник отделения дорог Б. Я. Карасиков со своими единомышленниками и помощниками. Вот где, как ока­ залось, берет начало трудовая слава наших заполярных желез­ 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz