15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

выезжать на полевые (линейные) станции, и тем самым совмест­ ными усилиями существенно наладилась поездная работа. По­ чувствовали твердую руку начальника отделения и в дороге, и в НКПС. В октябре 1944 года после изгнания немецко-фашист­ ских войск с территории Мурманской области «за образцовую и самоотверженную работу по выполнению заданий» начальник Мурманского отделения движения Михаил Яковлевич Спирин был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». Постепенно город приходил в себя, и надо было думать о ликвидации последствий чудовищных разрушений. С жильем и соцкультбытом сложности были почти неразрешимые. В пер­ вую очередь ремонтировали дороги, очищали от завалов и му­ сора территории станций и разъездов, мостили тупики и пере­ ходы, ремонтировали будки стрелочников. Восстанавливать жилые многоэтажные дома, где не было ни одного стекла и целой рамы, - дело кропотливое, и оно требовало специальной подго­ товки. Восстановление их отложили до лучших времен, а пока своими силами решили ставить деревянные двухэтажные дома на улице Карла Либкнехта. 29 мая 1945 года на Мурманском железнодорожном узле был проведен первый после войны митинг в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Выступая на митинге, начальник Мурманского отделения движения Михаил Яковле­ вич Спирин взволнованно говорил о величии боевого подвига нашего народа в войне, но теперь настало время совершить нечто грандиозное - восстановить хозяйство железной дороги, а для начала привести его в довоенное состояние. Пиковые перевозки военной техники и боеприпасов от союз­ ников пришлись на весну 1945 года. Наша Красная Армия уже во всю «ломила» немцев, нужна была лишь подпитка танками, самолетами, горючим. Транспортники союзников у причалов стояли в очередь. И железнодорожники старались. Начальник отделения даже перенес свой «штаб» поближе к порту и дневал, и ночевал на станции. И портовики, и дежурные смены на стан­ ции работали в едином порыве - впереди виделась победа!.. В августе 1945 года новый народный комиссар путей сооб­ щения Ковалёв вновь наградил начальника Мурманского отде­ ления дороги М. Я. Спирина знаком «Почетному железнодо­ рожнику». В приказах уже не писали «за перевозку импорта». Говорилось смело: «За успешное выполнение заданий Прави­ тельства по специальным перевозкам». Так Михаил Яковлевич Спирин стал дважды почетным железнодорожником. Пожалуй, 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz