15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

это «несчастливое» число отразится на его судьбе. Отразилось, и довольно счастливо. Вот и верь после этого в приметы. В его биографии было много чего замечательного. Родился М. Я. Спирин в Саратовской губернии. В 1930 году окончил же­ лезнодорожную школу, а далее - отделение рабочего факультета (рабфака) при Московском институте инженеров железнодо­ рожного транспорта (МИИЖТ) и курсы диспетчеров движения в Ленинграде, и все это одновременно с работой. С 1935 года Спирин - участковый диспетчер на станции Кандалакша. Неожиданно ход истории на Мурманском главном ходу при­ нял исключительно прифронтовое направление, и железнодо­ рожники заполярных отделений прошли как бы генеральную репетицию военных перевозок за год до начала Великой Отече­ ственной войной. Причиной такой резкой напряженности в ра­ боте всех служб Кандалакшского и Мурманского отделений дви­ жения стала «стодневная война» с Финляндией. Главнокомандующий Северным военно-морским флотом А. Г. Головко (лето 1940 года) вспоминал: «Финская война дли­ лась 105 дней, с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. С весны 1938 года велись дипломатические переговоры. СССР предлагал Финляндии, чтобы та уступила часть своей террито­ рии (2761 кв. км) в Ленинградской области взамен на 5529 кв. км в Карелии, чтобы отдалить Ленинград от возможных военных действий в будущем. К сожалению, «переговоры» привели к вой­ не». В нашей истории ее называют финской кампанией, но была еще предыстория и к этим событиям. В 1933 году многие желез­ нодорожники, в том числе и Михаил Спирин, поступили в Ле­ нинградский втуз (высшее техническое учебное заведение), но неожиданно последовал приказ НКПС и политуправления «О наборе 1000 человек партийных и комсомольцев на диспетчер­ ские курсы». Это были секретный приказ и секретные курсы. Обучение курсантов проходило с 15 января по 15 июня 1934 года. Такие шестимесячные курсы готовили специалистов к финской кампании. Брали на курсы в основном с Кировской и Октябрьской железных дорог, полагая, что именно эти специалисты хоро­ шо знакомы с условиями работы на Крайнем Севере и в Запо­ лярье. Испытание железнодорожники прошли успешно, и в 1939-1940 годах Президиум Верховного Совета СССР наградил большую группу заполярных железнодорожников, как сказано в Указе, «за успешное выполнение заданий правительства по спе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz