15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

рец, где люди отдыхают. Подобного я нигде не видел». «В годы войны, - делилась своими воспоминаниями Анна Дербенева из Мурманска, подтверждая этот факт, - нас, детей военного време­ ни, поселили в бомбоубежище на улице Егорова, где мы прожили почти год». После войны в бомбоубежище было женское общежитие, и старики железнодорожники, машинист Иван Шмаков и другие, вспоминали, что нередко хаживали в это «культурное» учрежде­ ние и даже оставались там на ночь. С 8 октября 1944 года выгрузка боевой техники в Мур­ манском порту значительно увеличилась и ускорилась - шла подготовка к Петсамо-Киркенесской наступательной операции Карельского фронта и моряков Северного флота, в результате которой была полностью разгромлена немецкая группировка войск в Заполярье. Впервые за всю войну выгрузку из трюмов пароходов в вагоны в наступающую полярную ночь вели без све­ томаскировки. Обычный день войны. Начальник отделения дороги Н. М. Михайлов на станции Мурманск. Знакомится с маневро­ вым машинистом. Время горячее... Машинист Старцев и помощ­ ник Рязанов вытягивают груженые платформы из порта. Война откатилась от Мурманска - они это знают. А сколько забот со своим хозяйством?! Поди управься: «исправное состояние дымо­ вой коробки, плотное закрывание крышки, парорабочие трубы, колосники, искрогасительные и заливательные приборы. Смо­ ченный уголь спекается и дает больше жару - это надо учиты­ вать. Если имеет свойство шлаковаться - кидай мелкие порции». Все это рассказывают на ходу, не мешая работе. В том же 1944 году народный комиссар путей сообщения на­ градил Н. М. Михайлова «за участие во фронтовой операции» (Петсамо-Киркенесской) высшим отраслевым знаком отличия «Почетному железнодорожнику». Этим Николай Михайлович очень гордился. А народный комиссар внешней торговли СССР своим приказом «наградил» Н. М. Михайлова кожаным пальто. Одновременно с Михайловым кожаное пальто получили: «на­ чальник станции Мурманск Бурмистров, зам. начальника стан­ ции по грузовой работе Гольцев, зам. начальника отделения дви­ жения Минин и составитель поездов Грушин». Среди больших и малых задач, которые решал начальник отделения, особняком стоял вопрос об ускорении темпов ре­ монта подвижного состава. Большое значение имела их природ­ ная человеческая умелость - что железнодорожники овладевали 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz