15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

отгоняя от состава фашистов. Один «мессершмитт», развер­ нувшись, сбросил несколько бомб. Одна из них попала в там­ бур вагона, в котором ехал Д. Я. Покрасс. Машинист паровоза А. П. Иванов быстро «зачеканил» пробоины в тендере с водой, и мы поехали дальше. На станцию Ковда прибыли в тот момент, когда там объявили воздушную тревогу. Поезд остановили. Я приказал артистам бежать к реке, а дежурному по станции нака­ зал состав гнать в выемку, в сторону разъезда Гангос... В тот раз все обошлось, а артисты понюхали пороху...» В сентябре 1943 года Указом Президиума Верховного Сове­ та СССР для железнодорожников были введены персональные звания и новые знаки различия для личного состава. Железно­ дорожники надели погоны, и это добавило ответственности и без того ответственным людям. А 22 сентября того же года вышел Указ «Об утверждении нагрудных знаков «Отличный паровоз­ ник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный восстановитель» и даже «Отличный административный работник». Первыми в Заполярье удостоились этих знаков машинист Шмалев из Мур­ манска, машинист и мастер из Кандалакши Гурьев и Быстров, путеец из Мурманска Желнин и сцепщик станции Мурманск Аникин. Вручали такие знаки в торжественной обстановке. Войну день за днем описать невозможно. Даже если останав­ ливаться на наиболее ярких эпизодах, связанных с трудовыми подвигами на железной дороге, и то... Когда вникаешь в суть до­ кументов тех лет и вслушиваешься в рассказы очевидцев, перед вами зримо вырисовывается образ человека в строгой железно­ дорожной форме, от которого каждый день войны требовал по­ двига. В Заполярье - особенно. Возьмите здешнюю зиму. Для транспортников она и в мирное время - испытание. А чего стоит работать в полярную ночь, да еще в войну?! Лучше вам этого не знать. И когда сегодня на груди железнодорожника того поколения видишь медаль «За отвагу», проникаешься к нему и его товарищам по трудной службе огром­ ным уважением и почтением. И как тут не воспроизвести воспо­ минания бывших фронтовиков: «...1941 год был скуп на награды, но только не у железнодорожников. В 1943 году Героя давали за то, что в 41-м оценивалось как медаль «За отвагу». Армейская служба, как и железнодорожная, предполагает самоотречение, стремление преодолеть главный инстинкт чело­ века - инстинкт самосохранения. Для спасения Родины, военно­ хозяйственных грузов такие герои были и будут всегда. У этих 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz