15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.
крупнейшая перевалочная база военных грузов и техники, здесь формировались эшелоны с танками и грузовиками для отправки к месту боевых действий в войска. И кому, как не начальнику дороги, быть в центре перевозочного процесса. Да и прав у на чальника дороги куда больше. Тому есть и документальное подтверждение. Вот свидетель ство старшего диспетчера ВЭО-102 Карельского фронта, Героя Социалистического Труда Евгения Ильича Меккеева (осень 1942 года): «...после таких рейдов за линию фронта за развед данными (в расположение финских войск, он превосходно знал финский язык, и немцы принимали его за своего) я возвращался в Беломорск на свое рабочее место диспетчера... Сослуживцам я говорил, что был у начальника дороги Гарцуева в Мурманске». Это лишний раз доказывает, какое значение имел Мурманск в годы войны и сколько еще секретов и тайн сокрыто в его ге роическом прошлом! Одним из «секретов», имевшим огром ные последствия, было то обстоятельство, что для оперативно го управления на линии Сорокская - Мурманск впервые была применена радиосвязь. Это дало возможность своевременно осуществлять оперативное руководство при восстановлении разрушенных участков дороги и обеспечивать бесперебойное движение поездов. И есть расхожее утверждение, что все нов шества и научные разработки внедрялись и использовались на железной дороге. Между тем жизнь на дороге, несмотря на войну, шла своим чередом. Не только отправля ли военные грузы. На Север приезжали и арти сты. Правда, не без приключений. Начальник Кандалакшского отделения движения Гераси мов однажды рассказывал Михайлову, который ждал артистов из самой Москвы (дело было в 1943 году): «... как-то по указанию прибыл за артистами для вас же на станцию Лоухи. Там находились два мягких пассажирских вагона. В них ехал в Мурманск железнодорожный ан самбль Д. Я. Покрасса. В час ночи я предупре дил Дмитрия Яковлевича, что ложиться спать им придется не раздеваясь, так как следующий участок пути будет небезопасным - возможны налеты немецкой авиации... Проехали станцию Полярный Круг. Едва стали ложиться спать - началась стрельба. Огонь вели наши зенитные поезда, 31 Начальник Кандалакшского отделения движения Герасимов Федор Иосифович. Фото 1942 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz