15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.
«Бригада машиниста паровоза Васильева Александра Михайловича в составе помощника Найденова и кочегара Рязаева вела поезд с важ ным грузом. Неожиданно состав был обстрелян немецким самолетом. Все трое были ранены, но дотянули состав до промежуточной стан ции. Со встречным поездом примчался маши- нист-инструктор И. Н. Мысин из Кандалакши. Он предложил замену, но бригада отказалась, не покинула паровоз и вместе с инструктором до вела состав до станции назначения». Люди шли на все. После успешного первого каравана военных грузов от союзников из США и Англии стали поступать в разобранном виде железнодорожные платформы, которые собирали на путях в Коле, Шонгуе, Кильдинстрое, а также в депо Мурманск и подавали под погрузку в порт. Плат формы были очень удобны для размещения танков. Машинисты их прозвали «Черчилль» (из-за некоторого сходства по комплек ции, наверное, хотя часть таких машин и впрямь называлась «Черчилль»), несмотря на то, что танки были и английские, и американские. Большим уважением у машинистов пользовались также американские машины «студебеккер». Они (машинисты) считали, что эти машины по своей мощи и солидности сравнимы с паровозом, и такая оценка из их уст много значила. Кроме «студебеккеров» в Мурманск стали поступать импорт ные автомобили «интернациональ», «форд», «шевроле», «вил лис», «джеймен». В городе были организованы пункты сборки и обкатки этих машин в автобазе, торговом порту, воинских ча стях. Как прифронтовой город, Мурманск получил часть этой техники. Она была передана торговому и рыбному портам, судо верфи, комбинату «Апатит». Не забыли и железную дорогу. Пу тейцы получили мощные машины для перевозки рельсов и шпал, а Михайлов получил «виллис». Официально (после того как наши войска оставили Петроза водск) управление дороги до 1944 года находилось в Беломорске. На это был соответствующий приказ НКПС, но в условиях осо бой секретности зачастую и такие приказы носили формальный характер. О настоящем положении дел знали лишь единицы. Так, нынче доподлинно известно, что большей частью началь ник дороги Павел Николаевич Гарцуев находился в Мурманске. Мурманск был стратегическим военным пунктом - здесь была 36 Васильев Александр Михайлович - машинист паровоза депо Кандалакша
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz