15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

ревым и Е. Иващеко он обезвредил 4 тысячи бомб и мин и сдал военным более 50 тонн взрыв­ чатки. 27 октября 1943 года вышло постановление ГКО «Об усилении противовоздушной обороны Мурманска, Архангельска и Кировской желез­ ной дороги». На прикрытие железной дороги выделялось 1000 орудий среднего и малого ка­ либра, зенитных пулеметов. В составе корпус­ ных ПВО были аэростаты, самолеты, прожекто­ ры. Это была мощная сила. Из шести попыток немцев в ноябре нанести удары по железной до­ роге и порту не удалась ни одна. Большое количество зенитных бронепоез­ дов было сосредоточено на Севере. Финские и германские части с самого начала войны пыта­ лись нарушить режим Кировской (Мурманской) железной дороги. Воинские эшелоны постоянно подвергались налетам авиации противника, к железной дороге засылались ди­ версионные группы из Финляндии. Особенно часто подвергался атакам с воздуха участок железной дороги Лоухи - Кандалакша длиной 164 километра. Начиная с декабря 1942 года немецкая авиация усиленно бомбила станции и мосты именно этого участка. Возникла ре­ альная угроза срыва важнейших ленд-лизовских поставок для фронтов. Командование срочно усилило противовоздушную оборону железной дороги. Михайлова часто приглашали в штаб фронта, советовались, где лучше расположить зенитные батареи и бронепоезда. Считалось, что он лучше всех знает профиль пути (где выемки) и, наоборот, где открытые и наиболее уязвимые ме­ ста для поездов. Не все благополучно было в этом вопросе. В мае-июне 1943 года авиацией противника было атаковано и повреждено 170 эшелонов. Иногда на железной дороге разворачивались на­ стоящие сражения между атакующими самолетами и обороняю­ щимися бронепоездами. Но если сражение между самолетами и бронепоездом было нормальным явлением, то между самолетами и воинским эшелоном силы были не равны, но и тогда, случалось, локомотивная бригада выходила победителем. Так было с локо­ мотивной бригадой машиниста Васильева из Кандалакши, о ко­ торой и рассказывали Н. М. Михайлову. Из фронтовой сводки: Коротких Василий Андреевич - машинист, слесарь издепо Кандалакша - легенда из войны Фото военныхлет 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz