15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.
..JBхвост вышел «мессер», но вот задымил он, Надсадно завыли винты. Им даже не надо крестов на могилы, - Сойдут и на крыльях кресты... В сентябре 1942 года, когда положение на Карельском фронте стало угрожающим и отделения дороги стали прифронтовыми, вышел приказ начальника дороги № НГЛ/649 об образовании на Кировской дороге с 17 сентября 1942 года военно-эксплуата ционных отделений (ВЭО) и назначении их начальников: «ВЭО-Ю1 (станция Званка) - Гаврилов П. С. ВЭО-102 (станция Кандалакша) - Карасиков Б. Я. ВЭО-103 (станция Кемь) - Андреев П. А. ВЭО-104 (станция Мурманск) - Михайлов Н. М. Начальник дороги Гарцуев, станция Беломорск.» Это позволило сконцентрировать в одних руках деятель ность всех подразделений движения и паровозного хозяйства. Кроме того, ВЭО руководил противовоздушной обороной и восстановительными работами, располагая при этом определен ными средствами. Такая мера была вызвана возрастающим пото ком военных грузов и в связи с этим увеличивавшимся объемом ремонтов. Эффект от этого нововведения сказался немедленно, и это тут же отразилось на работающих. Война окончательно высказалась в пользу отделений. Это выразилось прежде всего в установившемся единоначалии на отделении дороги. Отныне «отделения движения» упоминали все реже (экономили на словах), и то разве что в приказах о на значении, где от кадровой службы требовали точных формули ровок. Впоследствии все рабочие и служащие Военно-эксплуата- ционных отделений, работавшие в этот период и до конца 1942 года, получили вначале статус - «участник спецформирова- ний НКПС», а позже их приравняли к участникам Великой Отечественной войны. В годы войны развился прямо-таки талант машиниста, а за тем слесаря из Кандалакшского локомотивного депо Василия Коротких. Михайлов с ним познакомился, будучи в Кандалакше, и даже хотел переманить его к себе в Мурманск. Чем же был зна менит этот слесарь? А дело все в том, что у него во время войны объявилось особое чутье к тонкому и опасному ремеслу - обез вреживать неразорвавшиеся авиабомбы и мины, густо сыпавши еся на железнодорожное полотно с немецких самолетов. Вместе со своими помощниками М. Миньковым, А. Аникиным, М. Суда- 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz