15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

выпускать из ремонта 125 вагонов (под рыбу и апатит). Еже­ дневное выполнение производственного задания - 200-250%, и это было нормой для большинства железнодорожников. Работники локомотивного и вагонного депо наладили на своем производстве выпуск минометов, мин, автоматов. Как-то Михайлову рассказали: в депо затормозился выпуск оружия из-за ленточных пружин для автоматных дисков. Положение стало критическим. Специалисты определили - могут подойти заводские пружины патефонов. И тогда жены путейцев обрати­ лись к населению города и пошли по квартирам с такой просьбой. И понесли в цех патефоны, хотя в то время ценились они неимоверно, да и не у всех они были, если на производстве их вы­ давали как ценный подарок. Но важен сам факт: в войну произо­ шла переоценка ценностей. «Все для фронта, все для победы!» - вот был основной мотив всех благородных поступков. В тот раз хватило пружин на несколько дней, пока наладили поставку их в заводском изготовлении. - Да, на все люди идут, - заметил в тот раз Михайлов, а сам вспомнил увиденное однажды в больнице. На базе железнодо­ рожной больницы организовали специализированную станцию переливания крови. В Кандалакше проявил себя заведующий хирургическим отделением железнодорожной больницы Гаври­ ил Андреевич Сологуб. Он оказался энергичным и настойчивым хозяйственником-организатором. За время войны Кандалакш­ ские медики и население города отправили на фронт более 8 тонн крови и даже в Мурманск. В городе организовали «зеле­ ный стол»: сажали картошку, овощи, завели теплицы и парники. В рационе раненых появились рыба, грибы, ягоды, зеленый сос­ новый отвар от цинги. 3 июня 1942 года фашистское командование распорядилось еще больше увеличить состав 5-го воздушного флота Германии для усиления атак на Мурманск. Резкое обострение обстановки на фронте потребовало решительных действий и на транспорте. Работники, связанные с движением поездов, были переведены на казарменное положение и подчинялись воинской дисципли­ не. Несмотря на близость к фронту, налеты вражеской авиации, за все годы войны ни на один день не прерывалось движение на электрифицированных участках от Мурманска до Кандалакши. Воистину героическим был труд работников Мурманского отделения дороги. Это благодаря им организованно прошла эва­ куация гражданского населения и оборудования. Из Мурман­ ска было эвакуировано 72 тысячи человек, в том числе 35 тысяч 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz