15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

В период войны была введена жесточайшая цензура - в открытой печати запрещалось указывать населенные пункты, сознательно искажались даты того или иного события. Что ка­ сается имен и отчеств, то в советской печати вообще это было не принято. Сколько героических и конкретных Ивановых, Петро­ вых, Кузнецовых и других так и не узнала наша история. Короткие донесения тех военных лет: «старший весовщик Н-ской станции А. Веревкина награждена медалью «За боевые заслуги», электросварщик вагонного депо выполнил задание на 360% (4-5 норм в смену), кузнец Сусленков выполнил план на 560%, мастер цеха экипировки Молодцов - на 400% (1942— 1943 годы)». К лету 1942 года напряженность с поставками военной тех­ ники и снаряжения многократно возросла. Поездная обстанов­ ка обострилась до предела. Сам движенец по духу, Михайлов испытывал головную боль, что нет вторых путей ну хотя бы до Кандалакши, и тут вспомнил, как на грех, давнюю историю из отечественной практики. Это было на курсах ЛИИЖТа. Один пожилой профессор как-то рассказал, что вторые пути всегда были и будут острой проблемой у железнодорожников, и вспо­ мнил печальный опыт Первой мировой войны, когда пришлось эвакуировать Русско-Балтийский завод из Риги в Петроград (всего 800 километров). И вот при эвакуации этого завода со­ здалась страшная пробка. Чтобы пропускать воинские эшело­ ны на запад, к фронту, пришлось с пути сбрасывать платформы со станками и заводским оборудованием под откос. Так они и ржавели вдоль всего полотна железной дороги по обеим сторо­ нам. Да, академическая наука не всегда идет в ногу с практикой! Но и паровозы были на ходу. Однажды по делам службы Ми­ хайлов ехал на паровозе с машинистом П. И. Ивановым, а по­ мощником машиниста была девушка - Нина Пастухова. По пути разговорились. Павел Иванович - страстный паровозник не мог мириться с тем, что будущее за электровозами. И при любом спо­ ре о преимуществах электротяги неизменно приводил свой «ар­ гумент»: «Я 13 лет паром тянул составы и вытянул орден Крас­ ной Звезды». И восхитился Николай Михайлович преданностью этого машиниста своей машине. Ударно трудились в годы войны рабочие вагонного депо: ма­ стер М. Сысоев подобрал умелых, крепких и выносливых ребят и вместе с ними «клепал» бронепоезд. Сварщик Шкарупа, кле­ пальщик Хамидулин. «Каждая заклепка - как выстрел по вра­ гу», - часто повторял он. Вместо 70 вагонов до войны они стали 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz