15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

«Железнодорожники Кировской железной дороги своевременно предоставляли подвижной состав в порты перевалки Мурманск, Кемь, Кандалакша, Беломорск, полностью обеспечивали ваго­ нами погрузку маршевых батальонов, грузов Северного флота, своевременное восстановление железнодорожных путей Север­ ного флота, разрушенных авиацией противника». Читаешь такие приказы, и право же, они ценнее иного исторического исследова­ ния, - все как на духу написано. Трамплин для руководства Мурманским отделением движе­ ния был подготовлен. Там и там все начиналось с чистого листа. Зато опыт работы был огромный. Осенью 1941 года Петроза­ водск был оставлен, но прежде Михайлов, как начальник Пет­ розаводского отделения, в полосе железной дороги организовал самооборону. Совместными усилиями с частями Красной Армии, истребительным отрядом и батальоном железнодорожников, ко­ торый сам же и создал. Вместе они встали на защиту города и станции. Решительный во всем, он намеревался до конца стоять перед натиском немецких войск, но силы были слишком не рав­ ны, и Петрозаводск, и станцию не удержали. Вроде бы остался не у дел, но тут «история» случилась с мурманским начальником отделения, и руководство дороги вы­ бор сделало в пользу Михайлова. Это было простое совпадение, такие случаи на войне были сплошь и рядом - просто здесь все сошлось, и виной тому была война. Первейшей задачей для но­ вого начальника, когда в марте 1942 года принял отделение до­ роги, была отправка вглубь страны боеприпасов и вооружения от союзнических караванов, которые по кодовой терминологии значились как «импорт». И даже в приказах о награждении зна­ чилось: «за перевозку импорта». Железнодорожники Мурманска уже в полной мере ощутили дыхание войны, особенно после первой военной и страшной по­ лярной ночи. Прежде всего по изменившемуся характеру распо­ ряжений и приказов. И восприняли это как непреложное усло­ вие дальнейшей жизни. Они с еще большей ответственностью, но без суеты и спешки принялись приводить в порядок свое хозяй­ ство и в первую очередь подвижной состав, понимая, что пред­ стоят еще большие перевозки и транспорт должен работать как часы. Михайлову предстояло только направлять этот патриоти­ ческий порыв и следить за наличием подвижного состава и ваго­ нов. И все бы ничего, если бы не бомбежки с воздуха, они путали все карты, и были насмарку все героические усилия работников станции. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz