15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

Разгрузка военной техники в порту Мурманск. 1942 г. в отстойных вагонах - все не ценное и в данный момент ненуж­ ное из вагонов убирали и их готовили также под погрузку. Но все равно вышло негусто. Еще беспокоили платформы: они сплошь были стародавние и явно не годились под погрузку танков и торпедных катеров. Потому мастера в вагонном и локомотивном депо в срочном порядке дополнительно укрепляли их. Кое-что подтягивало к Мурманску и управление дороги, но все это было капля в море. И все-таки на первый караван, который пришел в Мурманский порт 11 января 1942 года, подвижного состава хватило, что будет дальше - вопрос. Это была головная боль вконец издерганного начальника отделения дороги. Тот декабрьский визит в Мурманск английских дипломатов имел внушительные результаты и разительные перемены. Впо­ следствии союзники по подсказке железнодорожников наладили поставки вместе с танками и грузовых машин марки «студебек­ кер» на специальных платформах, при этом отпала необходи­ мость тащить сюда, на Север, порожняк из центра страны: вторых путей у Мурманского отделения дороги не было. Часть таких ма­ шин по согласованию с центром получили путейцы-железнодо­ рожники - стало легче перевозить в черте города к месту повреж­ дений рельсы и шпалы. В марте 1942 года М. П. Ерофеева отстраняют от руководства отделением дороги с формулировкой «как не сумевшего спра­ виться с работой в условиях военной обстановки». (По иронии судьбы с точно такой же формулировкой и тоже в марте 1942 года 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz