15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

Все это требовало нестандартных решений. В одном из них говорилось о том, что не проще ли опрокинуть вагон и элемен­ тарно высыпать уголь. Но от этого отказались - дорого, сложно, не те объемы, чтобы затевать «переворот». Так и мыкаются и же­ лезная дорога, и порт. Одни «бьют» вагоны, другие «чинят» - ре­ монтируют. Теперь, думаю, время настало, в самый раз, - продолжа­ ет свои мысли Павел Григорьевич. - В новых условиях, когда Европейским сообществом взят курс на тепловые электростан­ ции, уголь становится приоритетным грузом для Мурманского порта и железной дороги. Сейчас принято решение о строитель­ стве угольного терминала в порту. Так что порт - наш самый пер­ вейший партнер - идет в ногу со временем. А мы, железная до­ рога, - первые помощники. Так было всегда, начиная с 1915 года. И через паузу: - Конечно, было бы здорово, если бы угольные терминалы строились на западном берегу, в стороне от центра города, но, ду­ маю, это еще отдаленное будущее. - Ну хорошо, историю вы знаете. А как насчет дальнейшего развития отделения дороги, строительства вторых путей, напри­ мер, от Мурманска до Апатитов? Сколько уже было обещаний на этот счет... - Значит, не пришло время. Торговый порт приступил к строительству угольного терминала. Это не веление времени, а экономическая целесообразность. Придет время, и такой же це­ лесообразностью будут вторые пути. Я в это верю. Нужда заставила Ситало стать экономистом, и было самое время. Последним достижением Мурманского отделения дороги уже в новом, XXI веке было увеличение погрузки, отделение ра­ ботало с колес. Отсюда доходы и благополучие железнодорож­ ников. Стратегическое чутье начальника отделения дороги Ситало подводит редко. Уповать на «уголь», на «нефть» он не собирает­ ся. Грузы на железной дороге всегда будут, а вот встретить их «во всеоружии» - вот задача. А это новые локомотивы, новые ваго­ ны, новая современная техника, новые технологии. Не правда ли, скучное перечисление? А куда от этого деться, если из этого складывается вся основная работа НОДа? Ситало только что в сентябре 2001 года принял отделение, а в октябре уже принимал в Мурманске самого министра путей сообщения. Посещение министра было знаковым: отделение до­ роги переходило на переменный ток на тяге поездов. Памятный 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz