15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

«Чистят, чистят железнодорожники полосу отчуждения, вы­ лизывают полотно, подсыпают свежий балласт, меняют шпалы, а чистоты и блеска не прибавляется. Слишком много желающих нагадить, поджечь, намусорить, а то и вовсе развалить и разру­ шить. На то оно и «государство в государстве» - выдюжит. Ан нет. «Пришли другие времена, иные стали и дела». Не лучшее время переживает транспорт. Чего-то в государстве надо наво­ дить всем миром, и не только к праздникам или по случаю...». Не сказать, чтобы после 2000 года мурманские железнодо­ рожники, проснувшись в XXI веке, стали работать вдвое интен­ сивнее. И все-таки после спада поездной работы в последние годы ушедшего XX века наметился явный прогресс. Так, в феврале 2001 года в среднем в сутки Мурманское отделение дороги гру­ зило 62 тысячи тонн, а в первые дни марта - уже 82-83 тысячи тонн (это, конечно, не 160 тысяч тонн, но ведь и времена нынче другие). А выгрузка в сутки (2001 год) - 755 вагонов. Вновь стали проявлять повышенное внимание к тяжеловес­ ным поездам. Если в феврале 2000 года - 507 таких поездов, то в феврале 2001 года - 732 поезда. Нормой дня стало 2 длинносо­ ставных поезда и 4 тяжеловесных. Думается, не найдется ни одного предприятия, ни одного производства, которое могло бы похвастать, что стаж трудового рода может равняться двум векам. На «железке» это сплошь и рядом. Нигде более нет такой родовой профессиональной преем­ ственности, как на железной дороге. Чем же так крепко держит она людей, почему так глубоко уходят их корни в эту суровую заполярную землю?.. Жизнь железнодорожника - это прежде всего труд. Нелег­ кий, напряженный, постоянно ответственный. Может, в этом и содержится ответ, согласовываясь с испокон веков истиной: нет для человека ничего дороже, чем то, что сделано его собствен­ ными руками. А руками его отца?.. А руками его деда?.. И добрая память об их делах - в сердцах людей. Это то здоровое начало, которое помогает человеку определиться в жизни и выбрать смыслом жизни железную дорогу. Отсюда устоявшиеся тради­ ции, отсюда преданность своей железнодорожной профессии. Отличительной чертой В. Н. Голоскокова было его желание и стремление раз задуманное дело доводить до конца. Так слу­ чилось, когда по указанию дороги или это он сам для себя решил проверить на отделении дороги все мало-мальски значительные железнодорожные мосты. Насколько помнится, он сам с желез­ нодорожным «молоточком» лично прошел все мосты, погляды­ 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz