15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

Весной, в период таяния снегов и паводковых вод, Кола стервенела. В другое время она стеклянно стояла, перемежаясь порогами, где подрастала молодь семги, отправляясь в океан на прокорм. В мае 2000 года температура воздуха в Мурманске от отрицательных величин резко подскочила до +16°. Затаясь в половодье, отшалившись и освободившись от лиш­ ней воды, река в отдельных частях утихомирилась и засыпала среди кустов, превращаясь в стоячие озерки. Надолго ли?.. И не­ возможно было понять, что такая «тихоня» могла угрожать насы­ пи, но худшее случилось... На этот раз река учинила настоящий разбой. 19 мая в одночасье на 1429 километре ухнуло 60 метров насыпи, едва пропустив пассажирский поезд с людьми: все, кто был в диспетчерской, точно перекрестились. Грунтовые воды размягчили насыпь, и съехавший грунт об­ разовал под ней огромную выемку, на которой зависла и обнажи­ лась наполовину шпальная решетка. Зрелище было жутковатое. Сквозь шпальную решетку, наполовину очищенную от балласта и грунта, зияла пустота, а внизу метрах в одиннадцати клокотала невоздержанная от избытка внимания, посеревшая Кола, гото­ вая поглотить все, что бросят люди в ее неуемное чрево. Адальше началось и вовсе непредвиденное. Поспешные «ава­ рийные» шаги по отсыпке щебня и горной породы не улучшили отношения с рекой, а еще более усугубили ситуацию. Обошлось, правда, без жертв, хотя два трактора сорвались под откос и за­ рылись в грунт в десяти метрах до воды. Их даже не пытались поднять - не до того было. Х р о н и к а . «19 мая 2000 года в 7 часов 15 минут произошел оползень с полотна железной дороги в реку Кола на 1429 км. На 60 метров полотно железной дороги оказалось наполовину обнаженным. В зияющей пустоте шпальной решетки клокотала серая от бе­ шенства Кола. Частичными мерами железной дороги с помощью балласта удалось укрепить насыпь, но невероятные погодные условия для этого времени года оказались роковыми. 20 мая по­ следовал новый натиск стихии, и в результате повторный опол­ зень наполовину обнажил полотно железной дороги уже на 100 метров. Ситуацию классифицировали как чрезвычайную. Выводы специальной комиссии были следующие: сильное переувлаж­ нение грунтовыми водами глинистых грунтов косогора до теку­ чепластичного состояния на глубину до 9 метров». 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz