15-й НОД : [очерки / сост. Т. А. Мухина ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2016. – 174, [1] с. : ил.

В живых из них остались единицы, но память об их самоотвер­ женном труде дошла до наших дней. В канун нового, 1968 года в районе города Апатиты завью­ жило так, что огромная плеть из сваренных труб сорвалась с от­ коса и, набирая скорость, врезалась в железнодорожную насыпь, да так сильно, что прошила ее. От мощного удара вспучилось дорожное полотно, сдвинулись рельсы. В это время по перего­ ну шел грузовой состав, и задержать его могли только... монте­ ры пути. Они оказались на месте. Вчетвером бросились бежать навстречу поезду. Бежали отчаянно. Надо было его встретить не менее чем за 800 метров - это длина тормозного пути. А еще тьма, увидит ли сигналы машинист?.. Четверо успели, и машинист вовремя заметил... Путейцами были Николай Орлов, Виктор Глухов, Николай Рабуцкий и Вла­ димир Тараранов. Все четверо впоследствии были награждены именными часами начальника дороги - как раз подарок к Ново­ му году!.. К 1975 году было закончено строительство вторых путей от Апатитов до Беломорска. А проще - по этому участку провели еще одну дорогу. По титулу строительства для смягчения плана линии было построено 37 обходов. За счет спрямления путь от Апатитов до Беломорска стал короче на несколько километров. И, как отмечалось на коллегии МПС, «все делалось без круше­ ний и аварий, при безусловном выполнении и перевыполнении планов перевозки грузов и пассажиров». На реконструкции особо отличились начальник отдела дви­ жения А. Солобуто (запомним!), начальник отдела связи В. Ви­ харев, начальник локомотивного отдела В. Портарескул, за­ меститель начальника отдела движения Е. Эйсмонт, ревизоры движения Ф. Терещенко и Е. Яковлев («сии птенцы гнезда Пет­ рова» - читай «Славина»). Отчаянно трудились начальники дистанций пути И. Алексан­ дров, М. Волков, В. Тиккоев, В. Трофимов, А. Кузьмин. Началь­ ники дистанций сигнализации и связи А. Лайкачев, В. Соколов, Г. Пушков. Начальники энергоучастков А. Петров, Н. Саенко, Е. Базанов. Руководители СМП (строительно-монтажный поезд) Ю. Масюченко, Б. Ферапонтов, В. Журавель, А. Туркин, В. Васи­ льев, В. Андронов. Вся ударная работа шла за счет собственных резервов. Отде­ ление дороги было погрузочным: оно обеспечивало работу не­ замерзающего морского торгового порта, крупных горно-обо­ гатительных и горно-металлургических комбинатов. Главных 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz