Грушенко, Э. Б. Разработка стратегических направлений и определение значения туристской отрасли в устойчивом развитии Западной Арктики РФ // Север и рынок. - 2018. - № 1 (57). - С. 131-139 : ил.

двухдневный фестиваль посетило 4 тыс. чел. [17]. Организаторы инновационного проекта намерены разработать и запустить механизмы возрождения поморского поселения на основе организации событийных мероприятий, популяризации арктической северной кухни, развития транспортной и туристской инфраструктуры и традиционных поморских промыслов. Разработана концепция мастер - плана развития Териберки на основе создания эко-этнопоселения. Необходимо соблюсти баланс интересов местного населения и туристов. Реализация инвестиционных проектов посредством частно- государственного партнерства приведет к созданию в селе около 180 рабочих мест [16, 17]. Инновационным направлением в развитии экологического туризма на Русском Севере могла бы стать организация национальной пешеходной тропы. Национальные тропы — маршруты массового пешеходного туризма, получившие большую популярность во всем мире, кроме России. Можно предложить организовать такую тропу на территории Хибин и Ловозерских тундр. Национальная пешеходная тропа должна быть протяженной, обустроенной, общедоступной для всех слоев населения и бесплатной для посещения. В перечень мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего въездного туризма в РФ» в 2017 г. вошел укрупненный инвестиционный проект «Туристско-рекреационный кластер «Хибины» [16]. Чтобы в полной мере реализовать все планы по развитию туризма, необходима масштабная модернизация и строительство туристской и транспортной инфраструктуры. Недостаток объектов инфраструктуры и значительный их износ — основная проблема в развитии туризма в регионе. Дальнейшее развитие туристской отрасли региона будет зависеть от способности субъектов туриндустрии сформировать новые конкурентоспособные туристские продукты. В настоящее время в Мурманске заканчивается реализация инвестиционного федерального проекта по развитию пассажирской инфраструктуры морского транспорта «Арктическая гавань» в целях создания круизного центра международного уровня. В 2016 г. завершились работы по реконструкции здания морского вокзала. К марту 2018 г. здесь должен заработать морской международный пункт пропуска через границу [13]. В связи с обустройством пункта пропуска в 2017 г. порт Мурманск принял только три круизных судна. Открытие морского вокзала с пунктом пропуска и безвизовым въездом туристов даст положительный эффект в первую очередь для развития сферы услуг, локального туризма и транспортных маршрутов. Реализация проекта «Арктическая гавань» позволит организовать регулярное круизное и паромное сообщение с Норвегией и Архангельской обл. и обеспечить увеличение круизных заходов иностранных судов в порт Мурманск до 70 в год. При успешной реализации проекта «Арктическая гавань» и эффективной кооперации всех субъектов морского туристского рынка, порт Мурманск может стать всемирным центром арктического круизного туризма, способным принимать ежегодно до 50 тыс. круизных туристов [19]. Необходимо внести предложения по поводу улучшения городской среды Мурманска на базе создания новых объектов показа и туристской навигации в целях создания привлекательного облика Мурманска для привлечения в город дополнительного потока туристов и инвестиций. В настоящее время прорабатывается вопрос о продлении популярного круизного маршрута Берген — Нордкап — Киркенес до порта Мурманск и о восстановлении морского пассажирского однодневного паромного маршрута между Мурманском и Киркенесом. Предполагается, что туристы будут прилетать в Киркенес, там садиться на паром и прибывать в Мурманск, чтобы использовать уникальную возможность без визы посетить столицу Заполярья. Стоит отметить, что наиболее высокий экономический эффект ожидается именно от захода паромов. Дело в том, что круизные лайнеры привозят туристов только на один день и используются как плавучие отели, так как к данному судну приписан каждый пассажир. Стоянка в порту обходится недешево, и, чтобы сократить расходы, компании сокращают время пребывания в Мурманске, в то время как паром — это просто перевозчик, который привез туристов, высадил, а через три дня забрал. В перспективе крупнейшая норвежская круизная компания «Хуртигрутен» собирается продлить круизный и паромный рейсы до Архангельской обл. с посещением Архангельска и Соловецких островов. Компания «Хуртигрутен» совместно с российской компанией «Атлантис Лайн», намерена организовать два первых пилотных рейса из Киркенеса в Мурманск и Архангельск в 2019 г. [16]. Также планируется, что норвежские туркомпании откроют круизное сообщение по маршруту Мурманск — Шпицберген. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz