Грушенко, Э. Б. Разработка стратегических направлений и определение значения туристской отрасли в устойчивом развитии Западной Арктики РФ // Север и рынок. - 2018. - № 1 (57). - С. 131-139 : ил.

Высокая стоимость — основной риск организации арктических туров. Суммы идет в тысячах евро или сотнях тысяч рублей. Однако если бы из Мурманска можно было попасть напрямую, воздушным или морским путем, туры стали бы более доступными. Альтернативой авиаперелетам через Норвегию может стать организация чартерных рейсов из Мурманска или Москвы, а также морских круизов. Необходимо найти судно, которое сможет осуществлять круизы по маршруту Мурманск — Шпицберген, возможно, с посещением п-ова Рыбачий и мыса Немецкий. Однако круизных судов ледового класса в мире мало, для этого нужны вложения крупного венчурного фонда или государства. ЦАТ «Грумант» организовал программу первого российского арктического круиза на Шпицберген в августе 2016 г. на борту норвежского судна с организацией прямого чартерного рейса из Москвы. Стоимость недельного безвизового путешествия для 40 российских туристов (на 108 мест) составило от 2,8 до 4,0 тыс. евро в зависимости от класса кают. Круизный рейс был заполнен только на 37 % [10]. Причина недобора на рейс кроется в том, что в России пока не сформирована целевая аудитория туристов, которым интересны экспедиционные круизы. Национальный парк «Русская Арктика» летом 2017 г. посетило 1 142 туриста [11]. Рост по сравнению с 2016 г. составил 20 %. В этом году в «Русскую Арктику» заходили круизные суда, следовавшие по трем маршрутам: 6 — из Мурманска к Северному полюсу на атомном ледоколе «50 лет Победы» (является визитной карточкой арктического туризма, так как это — эксклюзивный российский турпродукт); 3 — на теплоходе «Sea Spirit» по маршруту Шпицберген — Земля Франца-Иосифа. Два рейса на судне «Академик Шокальский» выполнены впервые в современной истории по всей протяженности Северного морского пути (Мурманск — Анадырь). Национальный состав примерно такой: 26 % — китайцы, 17 % — немцы. Россиян — всего 6 %, также было два круиза с туристами из Франции [11]. Стоимость участия в круизе на атомном ледоколе «50 лет Победы» составляет в среднем от 27 до 40 тыс. долл. США, в среднем на борту около 120 пассажиров. Необходимо отметить, что в круизах большое внимание уделяется бережному отношению к природе Арктики при организации высадок туристов на острова. Сохранение уникального ландшафтно-геологического и историко-культурного наследия национального парка стоит в центре внимания организаторов ледокольных круизов. На ЗФИ планируется создание музея под открытым небом «Живая история Арктики» в бухте Тихая о-ва Гукера на базе бывшей полярной станции. Создание интерактивной экспозиции нового визит-центра связано с планами национального парка по расширению комплекса туристских услуг в бухте Тихой. Упрощение логистики, например использование авиации, позволит удешевить поездку в Русскую Арктику и увеличить турпоток. Создание многофункциональных арктических комплексов с вертолетными площадками в Русской Арктике, которые могут посетить туристы и ученые, способно существенно снизить цену туров [12]. Так, в районе самой северной погранзаставы в мире — на о-ове Александры ЗФИ создаются объекты инфраструктуры оборонного значения, в том числе строится военный аэродром, который в перспективе можно использовать для организации авиатуров. Разрабатывается программа стационарного пребывания туристов на о-ове Александры, рассчитанная на 3-5 дней. Создание постоянного пограничного пункта пропуска, организация экологических троп, музейных экспозиций, мини-гостиниц, смотровых площадок и визит-центров в национальном парке «Русская Арктика» будет способствовать увеличению заходов круизных судов, устойчивому развитию экологического туризма и росту туристского потока на первом этапе до 5-7 тыс. чел. в год. В обозримом будущем количество туристов, посещающих национальный парк «Русская Арктика», может достичь 40-50 тыс. чел. в год. Арх. Шпицберген ежегодно принимает около 75 тыс. туристов, из них примерно 30 % готовы также посетить соседние российские заповедные территории: Новую Землю и ЗФИ [13]. Это практически не тронутые человеком территории со своим уникальным природным ландшафтом, где практически нет инфраструктуры, но туристы едут в Арктику именно за этим. В Мурманской обл. за последние годы туризм превратился в точку реального роста для региональной экономики. Туристский поток в регион ежегодно растет, достигнув в 2016 г. порядка 320 тыс. чел. [14]. Одним из основных направлений по привлечению туристов был выбран вектор продвижения туристских продуктов Мурманской обл. на китайский рынок и страны юго-восточной Азии. Благодаря развитию данного направления за три года произошло существенное увеличение притока туристов из Китая со 167 чел. в 2013 г. до 6 тыс. чел. в 2016 г. Основной бренд, привлекающий 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz