Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.

депрессивного Ловозерского района. С реализацией проекта есть шанс, прежде всего для Ревды, уйти от монозависимости, усилить диверсификацию поселковой экономики и привлечь сюда около 40 тыс. туристов в год [39]. Под реализацию проекта «Русская Лапландия» в Ловозерском районе было выделено 150 млн руб. из федерального бюджета и 6 млн руб. из областного, однако освоить их оказалось невозможно. За два года, которые прошли после оглашения проекта, так и не удалось найти достойного инвестора. Выбранная в качестве инвестора компания «Норд» оказалась финансово несостоятельной, не обладающей достаточными финансовыми ресурсами и опытом работы в туристической индустрии. По мнению губернатора Мурманской области Марины Ковтун, проект «Русская Лапландия» в Ревде оказался крупным просчетом по всем параметрам экономики, ведь для реализации программы создания туристской инфраструктуры в условиях Ловозерской тундры требуется значительно большие затраты, чем те, что планировались на бумаге. Проект не содержал в себе реального анализа спроса, не был проведен дью-дшщцженс и не найден партнер - туроператор проекта. Однако отказываться от реализации проекта «Русская Лапландия» в Ловозерской части кластера область не будет. Будет пересмотрен бизнес-план, часть средств, возможно, будет передана Мончегорску. Одной из основных проблем, тормозящих развитие туризма на Кольском Севере, является отсутствие организационных документов о правовом статусе территории. Сложности возникают при строительстве новых объектов инфраструктуры туризма (перевод земель в другие категории), аренде для маршрутного туризма. Мурманская область остается до сих пор единственным регионом Северо-Запада России, где не организовано ни одного национального парка. В настоящее время создание первого природного национального парка на Кольском полуострове («Хибины») предусмотрено федеральным проектом схемы территориального развития особо охраняемых природных территорий до 2018 г. Предполагается, что парк планируется создать в нетронутом промышленностью районе Хибинских гор и он будет примыкать к особой экономической зоне «Русская Лапландия». Эти уникальные территории смогут органично дополнить друг друга и превратить Хибины в очень привлекательное для туристов место. Создание национального парка сделает экономическую зону гораздо более привлекательной для инвесторов. Но данные проекты идут в противоречие с планами СЗФК о дальнейшем промышленном освоении Хибин. Так, в горной долине Кунийок, где пересекаются почти все зимние и летние туристические маршруты, планируется осваивать апатитонефелиновое месторождение Партомчорр с сооружением рудника и строительством автодороги через уникальный Умбозерский перевал, что может привести к утрате природно-рекреационной привлекательности Хибин. По мнению ученых-экономистов и экологов КНЦ РАН, социально-экономическая и бюджетная эффективность освоения Партомчорра в долгосрочной перспективе намного ниже, чем от использования Хибин как рекреационного ресурса. В настоящее время туристический поток на территории будущего национального парка составляет около 50 тыс. чел. в год. Из них примерно 10% пользуются услугами местных туристических компаний, налоговые отчисления от которых составляют от 6 до 10 млн руб. в год [39]. С созданием парка, по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz