Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.

Развитие туристического бизнеса в Арктическом регионе определяется прежде всего степенью географической удаленности этих территорий по отношению к другим центрам хозяйствования территории России. Арктический туризм вполне может быть одним из альтернативных способов использования территории по отношению к преимущественно сырьевой направленности экономики региона [80]. На формирование и нормальное функционирование туристской отрасли на уникальных арктических территориях оказывают значительное влияние три ключевых аспекта: - роль климатических изменений; - изучение возможности более полного вовлечения коренных народов Севера в туристическую деятельность; - выявление необходимости образования дополнительных природных охраняемых территорий и их возможный статус. Главное условие для развития туризма по арктическим морям - создание специального круизного флота и прибрежной туристической инфраструктуры. Особенностью российских арктических портов является то, что портовая инфраструктура рассчитана в основном не на прием пассажиров, а на обслуживание грузопотоков на своей территории. 4.1.4. Морская рыбалка как инновационный вид туризма Мурманская Ассоциация прибрежных рыбопромышленников намерена развивать в регионе морской рыбный туризм - весьма выгодный бизнес во всем мире, особенно в соседней Норвегии. Он вполне способен приносить дополнительный вклад в региональный бюджет в виде налогов и создать новые рабочие места в депрессивных прибрежных поселениях, таких как, например, пос. Териберка. В объединении рыбаков-прибрежников 6-7 компаний готовы заняться на своих судах помимо традиционного лова и организацией морского туризма, а одно предприятие - «Арктикфлот» - полностью перепрофилируется на новый вид деятельности. Выходы в море с туристами на борту - неплохая альтернатива для прибрежных предприятий, выбравших положенную им квоту на лов рыбы раньше времени и вынужденных простаивать без работы [16]. Однако, чтобы успешно развивать этот бизнес, необходимо решить немало проблем, прежде всего в несовершенстве законодательства. Федеральный закон указывает, что любительскую рыбалку можно вести с выделенной квотой только на рыбопромысловом участке (РПУ). Но как его выделить в открытом море, где рыба имеет свойство мигрировать и вполне может выйти за границы ограниченного РПУ? В Норвегии, например, нет рыбопромысловых участков как таковых - море общее для всех. У мурманских рыбаков-прибрежников есть и альтернативный вариант: оформлять туристические выходы в море не как спортивно-любительское рыболовство, а просто как прогулочные рейсы. В этом случае пассажиру разрешается поймать рыбу не в коммерческих целях, а только для личного пользования. Так, например, поступила мурманская компания «Арктикфлот», полностью переоборудовав свое судно «Капитан Евстюгин» из рыболовного в туристическое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz