Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.

Большую часть дохода от соловецкого туризма получают Карелия и Москва. Для выхода из сложившейся ситуации Архангельской области необходимо жестко конкурировать на соловецком туристическом рынке через реализацию собственных проектов в области транспортных перевозок (прежде всего в морском транспорте), гостиничного бизнеса и обслуживании туристов; при наличии административных рычагов управления создавать инструменты поддержки областного туризма, одновременно разрабатывать и внедрять партнерские программы с конкурентами и новыми партнерами, например с Мурманской областью. В 2010 г. обострились ценностные разногласия между монастырем РПЦ и атеистически настроенной частью населения поселка Соловецкий после разработки проекта федеральной целевой программы развития Соловецкого архипелага. Проект программы, рассчитанной на 2011-2015 гг., предусматривает реставрацию и реконструкцию соловецких объектов, развитие социальной, жилой и транспортной инфраструктуры. Концепция разработана Правительством Архангельской области, объем необходимых средств оценивается в 10.7 млрд руб. [42]. Проект предусматривает перенаправление потока туристов на архипелаг из Карелии через Архангельскую область. Архангельский губернатор Илья Михальчук предложил построить туристический комплекс в ближайшей к архипелагу (50 км) материковой поморской деревне Летняя Золотица, чтобы туристы там отдыхали, а с утра на быстроходных судах отправлялись на Соловки. Планируется строительство автодороги до Архангельска. В рамках концепции предусматривалось сократить пребывание туристов на Соловках до однодневного пребывания в целях снижения антропогенной нагрузки и в связи с необходимостью сохранения молитвенного покоя православной обители. Гостиничную инфраструктуру архипелага предлагается максимально предоставить паломникам, которым требуется больше времени для посещения монастыря [42]. Однако даже руководство монастыря и музея-заповедника в лице архимандрита Порфирия (Александра Шутова) считает проект малоперспекгивным и экономически неэффективным. Для его реализации необходимы многомиллиардные затраты, прежде всего на строительство дороги от Архангельска до Летней Золотицы длиной 200 км и на создание мощной транспортной и туристической инфраструктуры на болотистом Онежском полуострове с крайне низкой плотностью населения. Затратный проект может разрушить исторически сложившиеся естественные транспортно-географические связи Соловков с Карелией и Кемью. В последние годы представители РПЦ неоднократно выражали обеспокоенность по поводу коммерциализации Соловков из-за попыток распродажи земель под коттеджи, масштабных проектов развития туристической инфраструктуры типа ресторанов и ночных клубов, организации на островах развлекательных мероприятий, оскверняющих святость этих мест и память заключенных, принявших здесь мученическую кончину. Дикого неорганизованного и развлекательного туризма, наносящего вред Соловкам, не должно быть на архипелаге. Упор должен быть сделан на развитие культурно-познавательного, паломнического, экологического и событийного (например • бардовский фестиваль «На Соловецких островах») туризма. Необходимо решить вопрос и правового статуса сельского поселения Соловецкое путем возвращения себе статуса района или округа, чтобы привлечь в местный бюджет налоговые поступления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz