Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.
Услугами музея-заповедника пользуются в среднем до 2/3 приезжающих на архипелаг гостей. В общей структуре соловецкого туристического потока, по данным местных экспертов-туроператоров, 25% приходится на организованный паломнический туризм, 60% - на организованный светский туризм, 15% - на неорганизованный «дикий» туризм. Большая часть турпотока (86%) направляется на архипелаг относительно недорогим морским транспортом со стороны Карелии: через Кемь (самый кратчайший путь - 55 км) и Беломорск. На этом направлении 80% туристов перевозит карельский транспорт [35]. Маршрут на Соловки со стороны Архангельска не пользуется большой популярностью из-за высоких цен на авиаперелет и морской круиз. Соловки связаны прямым авиасообщением с Архангельском (стоимость билета - 4400 руб.) и Москвой. Практически прекращены морские круизы из областного центра. Из Архангельска на Соловки изредка ходит только грузовой теплоход «Беломорье» (в пути трое суток), который может взять на борт только 10 пассажиров. После того, как сгорел теплоход «Алушта», были прекращены круизные рейсы на архипелаг из Северодвинска. Водные круизы из Москвы и Санкт-Петербурга на Соловецкие острова организованы по Беломорско-Балтийскому каналу через Беломорск и стоят от 25 до 60 тыс. руб. в зависимости от класса кают. Можно отметить следующие проблемы в развитии туристической отрасли на Соловках: уровень сервиса и культуры предпринимательства крайне низок; абсолютная разобщенность туроператоров, представляющих Соловки; отсутствие четкой региональной политики в области развития соловецкого туризма; высокие цены турпродукта, современное обслуживание турбизнеса в большинстве случаев проходит мимо налоговой базы. Подавляющее число туроператоров и владельцев отелей зарегестрированы в налоговых службах других регионов. Обслуживающих туристов (принимающих) компаний на Соловках три: федеральный музей-заповедник, паломническая служба ставропигиального монастыря и частная компания, обслуживающая не более 5% соловецких туристов. Так как музей и монастырь не платят налогов в районный и областной бюджет, фактически Архангельская область получает налоги только с этих 5% и почти ничего не имеет с продаж турпутевок [35]. В Архангельском регионе ведущим туроператором по Соловкам является компания «Помор-тур». В экономико-географическом плане Соловки сейчас более привязаны к Карелии, чем к самой Архангельской области. Фактически сегодня существует только административное подчинение и дотации из бюджета Архангельской области на содержание соловецкой инфраструктуры. По оценке основного эксперта по Соловкам, местного гида и журналиста Олега Кодолы, общий совокупный объем соловецкого туристического рынка составляет не менее 20-23 млн долл. США в течение летнего туристического сезона. Непосредственно на Соловках каждый турист в среднем оставляет от 5 до 15 тыс. руб. По различным оценкам, экскурсионная, сувенирная, транспортная и гостиничная составляющая оценивается в 200-300 тыс. дол. США дохода ежегодно. Внебюджетный доход федерального музея-заповедника - в пределах 25-29 млн руб. за сезон, налоги в местный бюджет музей не платит. Доходная часть бюджета поселка составляет всего 2.6 млн руб. [35]. При этом весь туризм проходит как раз по территории сельского муниципалитета с использованием его инфраструктуры, а зарабатывают на этом туризме музей и монастырь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz