Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.
маршрутам. Поморская столица сохранила уникальные памятники деревянного и каменного зодчества, традиционную поморскую культуру. Главным украшением города является пятикилометровая набережная Северной Двины и заповедная пешеходная улица Чумбарова-Лучинского - Поморский Арбат. Среди факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, можно отметить дефицит морских судов круизного класса и комфортабельного автотранспорта для перевозки туристов. Основным туроператором по приему иностранных круизных судов и экскурсионному обслуживанию на берегу в Архангельске является турфирма «Интурист-Архангельск». Компания достаточно активно работает на данном направлении с 2004 г. Важную роль в работе на круизном направлении играет также компания «Беломортранс», которая выполняет работу морского агента. В течение 2004-2009 гг. в Архангельске и на Соловках было в среднем принято по одному-два круизных судна за сезон. В 2010 г. ни Соловецкие острова, ни Архангельск не посетил ни один иностранный круизный лайнер ввиду чисто экономических причин, а именно из- за высоких портовых сборов, что сказалось на решении судовладельцев о заходе в Белое море. К примеру, для теплохода «Дискавери», способного принять на борт 750 пассажиров, они составляют 75 тыс. долл. США за 10-часовой судозаход [30, 69]. Для сравнения: в Мурманске портовые сборы в 2 раза меньше, еще ниже они в Санкт-Петербурге. В некоторых странах, заинтересованных в увеличении туристического потока, портовые сборы для круизных лайнеров и вовсе отменены. Везде благоприятные условия приема туристических судов являются результатом осмысленной и целенаправленной политики региональных и муниципальных властей. Для России яркий пример такой деятельности - работа властей Санкт-Петербурга, где на протяжении длительного времени серьезно занимаются созданием условий для круизного туризма. В 2011 г. была достигнута договоренность о предоставлении 50% скидки на некоторые сборы для круизных лайнеров, в результате чего Соловки и Столицу Поморья посетило пять туристических судов. В 2012 г. в порт Архангельск зашло 7 круизных судов (это рекордный показатель за все последние годы). Однако любой судоход по-прежнему остается под вопросом [42]. Есть пока нерешенные технические проблемы с приемом круизных судов на морском-речном вокзале Архангельска. Здесь могут причалить только небольшие суда с осадкой менее 7.5 м [69]. На вокзале отсутствуют оборудованные причалы, контрольно-пропускной пункт, терминал (в здании вокзала расположен торговый центр). Начиная с 2012 г. на пешеходной набережной Северной Двины разрешено движение туристических экскурсионных автобусов с круизными пассажирами. Крупные океанские лайнеры из-за ограниченных возможностей причальных зон и узких размеров двинских рукавов вынуждены швартоваться в грузовом морском торговом порту. Экономия на северной окраине Архангельска, где также нет нормальных условий для обслуживания круизных пассажиров и пассажирского терминала. Практически прекращены морские туристические круизы и дальнее пассажирское сообщение из Архангельска. Нет уже столь популярного в предыдущие годы рейса по маршруту Архангельск - Мурманск на теплоходе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz