Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.

собственные круизы в Российской Арктике на зафрахтованных российских судах, в том числе на Землю Франца-Иосифа (ЗФИ) на дизельном ледоколе Мурманского филиала ФГУП «Росморпорта» «Капитан Драницын» (128 мест). В 2012 г. ледокол зафрахтован межрегиональной «Ассоциацией полярников» на 10 дней для организации круиза на архипелаг ЗФИ из Мурманска через Баренцево и Карское моря. В дальнейшем компания планирует организовать арктические круизы из Мурманска: «Жемчужины Российской Арктики» (на остров Вайгач и Новую Землю), по маршруту Мурманск - Шпицберген - остров Виктория - ЗФИ - Шпицберген - Мурманск [45]. Летом 2011 г. «Спешиал» организовал новый туристический рейс на теплоходе «Академик Шокальский» из Мурманска в Архангельск по Белому и Баренцеву морям с посещением Соловков. Вдоль побережья Кольского полуострова действует единственный морской пассажирский маршрут Мурманск - Чаваньга, по которому ходит теплоход «Клавдия Еланская», ранее выполнявший рейсы до Архангельска. ФГУП «Атомфлот» (Мурманск) уже несколько лет подряд занимается организацией круизных рейсов к Северному полюсу. Круизы на ледоколах - единственный в России реально эксклюзивный турпродукт, так как предлагает его только российская компания Poseidon Expedition, входящая в ассоциацию операторов по экспедиционным арктическим круизам [93]. Россия - единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. В отличие от традиционных, экспедиционные круизы не развлекательные, а познавательные. Круизные суда заняты основной работой с октября по май, а летом их загрузка невысока. Это позволяет «Росатомфлоту» выделять суда для круизов и получать дополнительные средства на их содержание. Летний круизный сезон короток - всего 50 дней. Если в начале 1990-х гг. на ледоколах к Северному полюсу было перевезено не более 60-70 чел. за сезон, то в 2011 г. количество туристов достигло 530 чел., из них 58 россиян. Число российских туристов по сравнению с 2009 г. увеличилось в 6.5 раза [76]. Отметим, что до 2009 г. россиян практически не было в арктических круизах. Всего за 20 лет выполнено 68 круизов к Северному полюсу, в которых участвовало около 6 тыс. чел. [76]. «Атомфлот» в настоящее время не может выделить более одного судна на сезон из своих пяти действующих ледоколов. Начиная с 2010 г. круизы на вершину планеты выполняет самый молодой и самый мощный ледокол в мире «50 лет Победы», способный принять на борт до 130 чел. (рис.7). Стоимость двухнедельного круиза составляет от 16 до 25 тыс. евро. Круизы могли бы стоить дешевле, если бы на ледоколах было больше мест [93]. В ближайшие годы планируется построить три новых мощных атомных ледокола. Рейсы на Северный полюс выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца-Иосифа с заходом на Новую Землю с осмотром птичьих базаров и наблюдением за арктическими животными на скале Рубини, в бухте Тихая, на островах Чампа и Рудольфа. Для экскурсий используются вертолеты и надувные лодки. Если в 1990-х гг. и в первой половине 2000-х гг. преобладали туристы из США, Западной Европы и Японии, то в последние годы резко вырос интерес на подобные круизы в Восточной Европе, Южной Америке, Китае и России. За последние три года число китайских туристов на ледоколах выросло с 8 до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz