Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.

коттеджный городок, в модернизацию инфраструктуры села вложено 15 млн долл. СШАчастных инвестиций. Всего в Вятском создано 80 рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства, из них 50 - для местных жителей. В результате туристический поток в село достиг 120 тыс. туристов в год [13]. Предприниматель Жаров доказал, что сельский историко-культурный комплекс может быть рентабельным бизнесом, а возрождение культурного наследия финансово состоятельно. 2.6. История развития туризма на Европейском Севере России Особую популярность туризм на Европейском Севере России начал набирать с 1960-1970-х гг., когда в северных регионах СССР начали организовываться многочисленные туристические маршруты. Самыми популярными объектами туризма стали в этот период только что организованные музеи-заповедники: деревянного зодчества и этнографии - «Малые Корелы» (1973 г.), «Кижи» (1960 г.); историко-архитектурные и природные - «Соловецкий» (1974 г.), «Валаамский» (1979 г.). Самым «старым» туристическим объектом показа в регионе стал Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, организованный в 1924 г. [17, 92]. Кроме того, в некоторых городах Европейского Севера созданы историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники, объединившие в себя большинство городских музеев (Вологда, Архангельск, Петрозаводск, Каргополь, Великий Устюг, Череповец). Городские музеи-заповедники существуют до настоящего времени и выполняют функции организации музейно-экскурсионного дела в городах. На территории музеев-заповедников и в городах, где они расположены, стали возникать профсоюзные туристические базы и гостиницы, которые превратились в главные объекты по приему организованных туристов, путешествующих по всесоюзным или местным туристическим маршрутам. В советский период практически каждый житель СССР по своим материальным возможностям мог путешествовать, активно поддерживаемый профсоюзными организациями. Туристические путевки даже за полную цену (средняя цена путевки - 125 руб.) были доступны всем. Если турпутевку турист приобретал у себя на предприятии, то, как правило, местный профсоюз оплачивал большую часть стоимости. Считалось большой удачей, если турист мог «достать» столь дефицитную по тем временам путевку, например, на очень популярный круиз с посещением Кижей, Валаама, Соловков, Кириллова. В советский период можно отметить два пика туристской посещаемости объектов туризма Европейского Севера - середина 1970-х гг. и конец 1980-1990-х г., так и непревзойденных в современный период (исключение - Великий Устюг). Максимальная туристская посещаемость для таких объектов, как Сольвычегодск, Соловки, Тотьма отмечалась в 1979 г.; в конце 1980-1990-х гг. популярны Кижи (158 тыс. чел.), Кириллов (300 тыс. чел.), Валаам (160 тыс. чел.), Великий Устюг (70 тыс. чел.), Белозерск (100 тыс. чел.), Каргополь (30 тыс. чел.), Вытегра (60 тыс. чел), Устюжна (25 тыс. чел.). Необходимо отметить, что до 95% всех путешествующих в советское время составляли внутренние туристы из различных регионов СССР [17, 92]. Туристические плановые маршруты подразделялись на всесоюзные, местные и маршруты с активными способами передвижения. На Европейском Севере России действовало 5 основных всесоюзных маршрутов, среди которых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz