Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.

В законсервированном в настоящее время бывшем шахтерском поселке Пирамида проживает 11 чел. (2010 г.). Отсутствие внятной политики диверсификации российского экономического присутствия хорошо иллюстрирует тот факт, что из более чем 800 млн руб. государственных дотаций, запланированных для концерна в 2008 г., ГТ «Арктикуголь» смог выделить средства на работу всего одного туристического (платного) гида и нескольких рабочих для поддержки зданий Пирамиды в хорошем состоянии [17]. Кроме того, в 2009 г. в поселке появилась летняя гостиница с питанием. В летнее время в Пирамиду ходит туристическое норвежское судно из Лонгиербюена, чередуя рейсы с заходом в Баренцбург. Норвежцы гораздо раньше нас поняли бесперспективность индустриализации архипелага и принялись развивать там две ключевые отрасли - туризм и науку. Благодаря созданию на Шпицбергене современной инфраструктуры и безвизовому режиму туристический бизнес позволил превратить норвежский Лонгиербюен в один из самых благоустроенных и комфортабельных для жизни поселений в заполярной зоне. Созданы богатейшие возможности для наземного и водного экотуризма. Большое значение в развитии Шпицбергена имело строительство современного аэропорта. Открытое в 1975 г. авиасообщение на архипелаг осуществляется в основном из северной части материковой Норвегии. Туризм на Шпицбергене делится на зимний и летний. Зимой предлагаются туры на лыжах, собачьих упряжках и снегоходах. Летом организуются круизные экскурсии вокруг архипелага, пешие треккинговые туры, лыжные походы по ледникам, наблюдение за морскими животными. В Лонгиербюене действует освещенная лыжная трасса [32]. Основная достопримечательность и, вместе с тем, опасность на архипелаге Шпицберген - это белые медведи. Всего их живет здесь около пяти тысяч, примерно в 2 раза больше, чем людей. Лонгиербюен и Баренцбург разделяет всего 60 км, но они выглядят полными антиподами. Между ними отсутствует пока сухопутное сообщение, нет автомобильной дороги. Связь поддерживается в основном снегоходами зимой, а летом - вертолетами или по морю. В Баренцбурге ежегодный доход от туризма составляет 1 млн норвежских крон, что немного больше 1% от туристского дохода в Лонгиербюене. Практически весь туризм заключается в коротких полуторачасовых экскурсиях по поселку, тогда как гостиница почти не используется для проживания туристов [82]. Столица Шпицбергена Лонгиербюен с населением в 1300 чел. - самое северное поселение в мире (рис.6). В Лонгиербюене имеется 500 гостиничных мест в двух отелях, работой обеспечены свыше ста человек. Туристы оставляют ежегодно в поселке до 100 млн норвежских крон - это больше стоимости всего продаваемого трестом «Артикуголь» угля [82]. Подобное успешное развитие финансировалось главным образом самими туристическими компаниями. Необходимо отметить, что с учетом высоких цен и высокого уровня жизни в Лонгиербюене за последние 15 лет экономические перемены оказались успешными. Туризм сыграл в них важную роль как один из факторов обеспечения работой, стимулятор развития современной инфраструктуры (магазины, рестораны, отели), а также роста численности населения, который был бы невозможен без дополнительных средств, привносимых туристами. Туризм и добыча угля - абсолютно разные производства зачастую с противоположными потребностями. Поэтому превращение туризма в основную экономическую опору российских поселков маловероятно до тех

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz