Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.
Многие субъекты РФ начинают разрабатывать свои программы развития туризма, чего раньше не было. Однако не все регионы оказались готовы к тому, чтобы представить качественные проекты, обоснованные с точки зрения финансов экономики и т.д. [51]. Таким образом, можно констатировать, что концептуальные представления о путях и направлениях развития отечественного туризма в начале 1990-х гг. претерпели существенные изменения в своих императивах, что выразилось в смене приоритетов государственного регулирования в сторону усиления экономической роли туризма и снижении внимания к его социальной роли. В новом веке все настойчивее начинает проявляться тенденция усиления внимания государства к социальной функции туризма. Новые приоритеты могут стать серьезным основанием для реального изменения всего вектора государственной политики в области туризма в сторону внутреннего и социального туризма. В этой связи, наряду с настоятельной потребностью в разработке современной модели конкурентоспособности российского туризма на мировом туристском рынке, превращения отрасли в доходо- и бюджетообразующую не менее актуальная проблема перестройки туристской отрасли на основе реализации принципа «оздоровление нации через туризм». Пока это направление государственной политики в области туризма продолжает оставаться вне поля государственной поддержки и регулирования [61]. В марте 2012 г. на совещании в Краснодаре, посвященном развитию туристического кластера на Северном Кавказе, Дмитрий Медведев заявил о необходимости разработки механизмов поддержки туристической отрасли в регионах и предложил в будущем создать федеральную структуру, которая будет отвечать за эти вопросы [70]. В числе основных факторов, тормозящих развитие туризма в стране, на совещании в Краснодаре были названы: устаревшая или дорогая гостиничная сеть, неразвитая транспортная инфраструктура, низкий уровень сервиса. Необходимо создавать равноценные региональные курорты, где могли бы отдыхать люди со средним достатком, туристы, которые любят зимние виды спорта. Аналитики отмечают: турбизнесу легче ориентироваться на очень обеспеченных людей, строить пятизвездочные отели и индивидуальные виллы, чем обслуживать средний класс. Ведь сто человек, которые потратят по тысяче долларов каждый, выгодней, чем тысяча человек с тратами по сто долларов. При обсуждении реализации проекта по созданию современного туркластера на Северном Кавказе было подчеркнуто: «изюминка» региона - горно-климатический, горнолыжный туризм. Он сегодня развивается наиболее динамично, хотя и занимает всего 8% рынка в стране [1]. Создание кластера невозможно без формирования единой нормативно-правовой базы. Для этого сделано уже немало - разработан механизм господдержки проекта, внесены изменения в федеральный закон об особых экономических зонах РФ. На развитие туристического кластера на Северном Кавказе предстоит затратить 450 млрд руб. Государственные вложения из этой суммы составят 60 млрд руб. Проект туристического кластера предусматривает строительство на юге России в семи особых экономических зонах новых горнолыжных курортов мирового класса: Лагонаки (Кубань и Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкессия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия), Матлас (Дагестан), Цори и Армхи (Ингушетия), а также пляжных курортов на каспийском побережье Дагестана [1].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz