Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.

По состоянию на 2012 г. в России действуют 14 экономических зон туристского типа. Семь из них открылись недавно. Не все зоны заработали. При создании кластера «Курорты Северного Кавказа» некоторые зоны закрылись, в частности ТРЗ в Анапе и Калининградской области. Но есть успешные примеры - это ТРЗ на Алтае и Байкале [3]. Сам по себе механизм создания таких зон (а он связан прежде всего с идеей создания преференций для инвесторов, создания уже готовых инвестиционных площадок) востребован. Однако кое-где есть проблемы, остается открытым вопрос доступности кредитных инструментов. Не везде срабатывают механизмы безбарьерного доступа к земельным участкам. Кардинальные изменения в законодательной сфере также произошли в 2007 г., когда были приняты поправки в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [86], связанные, прежде всего, с отменой лицензирования и введением института финансовых гарантий, повышающих степень ответственности организаторов туризма перед их клиентурой. Принципиально изменено понятие «туристский продукт»: вместо мифического «права на тур», турпродукг представлен, наконец, как «комплекс услуг» [61]. Принятие новых законов свидетельствует о том, что проявился весьма прагматичный подход к осуществлению мероприятий по подъему российского туризма, в основе которого лежит идея продвижения туризма в тех регионах, где к этому созрели существенные предпосылки. В 2008 г. Федеральным агентством по туризму была разработана и утверждена Приказом Ростуризма № 51 от 6 мая 2008 г. «Стратегия развития турима в Российской Федерации на период до 2015 г.» [60]. Этот документ, по мнению экспертов, имеет все же весьма ограниченные (ведомственные) возможности своего эффективного применения в процессе государственного регулирования сферы туризма в стране в целом. Отсутствие единого государственного документа в виде федеральной программы развития туризма в последние несколько лет привносит элементы непоследовательности в сам процесс государственного регулирования туристской отраслью, и актуальность создания такого документа все чаще находит подтверждение в высказываниях специалистов и руководителей туристской отрасли на официальных мероприятиях. С созданием в 2008 г. Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации такое понимание происходит и на уровне Правительства РФ. Об этом свидетельствует появление Концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [84], которая была разработана вышеназванным министерством и утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 [51]. Целью программы является повышение конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Основными задачами программы являются: развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; повышение качества туристских услуг; продвижение турпродукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских.рынках. Суть программы заключается в том, чтобы увязать развитие туристической отрасли со стратегическим направлением социально- экономического развития регионов в целом (инфраструктура, коммуникации, дороги). Сейчас происходит переоценка роли туризма на региональном уровне.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz