Грушенко, Э. Б. Возможности развития туризма в Западно-Арктическом регионе России / Э. Б. Грушенко // Север промышленный. - 2010. - № 5 (дек.). - С. 33-37: фот.

малый и среднии б и з н е с наилучшим по количеству гостей архи­ пелага. Услугами музея-заповедника пользуются в среднем до 2/3 приезжа­ ющих на архипелаг гостей. Иностран­ ные туристы составляют лишь 8 % от общего количества туристов. В общей структуре соловецкого туристического потока, по данным местных экспертов- туроператоров, 25% приходится на ор­ ганизованный паломнический туризм, 60% - на организованный светский туризм, 15% - на неорганизованный «дикий» туризм. Большая часть тур- потока (86%) направляется на архипе­ лаг относительно недорогим морским транспортом со стороны Карелии: че­ рез Кемь (самый кратчайший путь, 55 км) и Беломорск. На этом направлении 80% туристов перевозит карельский транспорт [7]. Маршрут на Соловки со стороны Архангельска не пользуется большой популярностью из-за высоких цен на авиаперелет и морской круиз. Соловки связаны прямым авиасооб­ щением с Архангельском и Москвой. Редкие морские круизы из Архангель­ ска выполняются теплоходами «Бе­ линский» (Помор-тур) и «Беломорье». В перспективе, возможно, увеличить количество иностранных туристов на Соловках, если восстановить морской круиз из Кандалакши, действовавший в советское время. В Кандалакшу тури­ сты смогут прибывать автобусами со стороны российско-финского пункта пропуска Салла. Можно отметить следующие пробле­ мы в развитии туристической отрасли на Соловках: уровень сервиса и куль­ туры предпринимательства крайне ни­ зок; абсолютная разобщенность туро­ ператоров, представляющих Соловки; отсутствие чёткой региональной поли­ тики в области развития соловецкого туризма; высокие цены турпродукта, современное обслуживание турбиз- неса в большинстве случаев проходит мимо налоговой базы. Подавляющее число туроператоров и владельцев отелей зарегистрированы в налоговых службах других регионов. Обслужива­ ющих туристов (принимающих) ком­ паний на Соловках три: федеральный музей-заповедник, паломническая служба ставропигиального монастыря и частная компания, обслуживающая не более 5% соловецких туристов. Так как музей и монастырь не платят на­ логов в районный и областной бюд­ жет, фактически Архангельская об­ ласть получает налоги только с этих 5% и почти ничего не имеет с продаж турпутевок. В Архангельске ведущим туроператором по Соловкам является компания «Помор-тур».В экономико­ географическом плане Соловки сей­ час более привязаны к Карелии, чем к самой Архангельской области. Фак­ тически, сегодня существует только административное подчинение и до­ тации из бюджета Архангельской об­ ласти на содержание соловецкой ин­ фраструктуры. По оценке основного эксперта по Со­ ловкам, местного гида и журналиста Олега Кодолы, общий совокупный объ­ ём соловецкого туристического рынка составляет не менее 20-23 млн. долла­ ров в течение летнего туристического сезона. Непосредственно на Соловках каждый турист в среднем оставляет от 5 до 15 тыс. рублей. По различным оценкам, экскурсионная, сувенирная, транспортная и гостиничная составля­ ющая оценивается в 200-300 тысяч дол. США дохода ежегодно. Большую часть дохода от соловецкого туризма полу­ чают Карелия и Москва. Для выхода из авиа перевозка забор/доставка по городу Ответственное Хранение Перевозки сборных грузов по всей территории России Квартирные переезды из Мурманска Г И— [— 1— 1■ — I■ — 11 г. Мурманск, ул. Домостроительная д. 16/1,2 этаж ( 8152 ) 550 - 550 , 702-102 The Ш и Ш а ! NORTH * 5 (3S) december 2010

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz