Грушенко, Э. Б. Анализ развития арктического морского туризма в Баренцевоморском регионе // Север и рынок. - 2007. - N 2 (18). - С. 68-75.

для закупки всего лишь одного комплекта ядерного топлива для атомного ледокола [4]. Атомоход "Ямал" выполняет рейсы на вершину планеты, взяв на борт 70-100 иностранных туристов, как правило, по маршрутам: Мурманск- Шпицберген-Северный полюс; Мурманск-Земля Франца-Иосифа-Северный полюс - снова Земля Франца-Иосифа-Новая Земля-Мурманск. Сервис на борту ледокола соответствует уровню пятизвездочного отеля. До2002 года фрахтовала атомоход "Ямал" у пароходства американская компания "Супернова экспедишн". Она набирала туристов в основном из американцев (до 95%) и единичных европейцев. Позднее туристов стала опекать московская фирма "Посейдон". Она делает рекламу, фрахтует ледокол, встречает и провожает туристов, нанимает персонал: поваров, стюардов, переводчиков, лекторов, экспедиционного лидера. "Посейдон" работает на рынке туризма с 1992 г., объединяет собой шесть компаний морского направления, но организацией круизов на Северный полюс занялся с 2002 г. "Посейдон" сделал основную ставку на туристов из Азии с преобладанием японцев (до 80% пассажиров). Начиная с 2006г. российский "Посейдон" приобретен Англией и преобразован в английскую туристическую компанию "Посейдон Арктик вояж Инк", которая арендовало помимо "Ямала" и еще одно круизное судно ММП- "Капитан Драницын". По договору тайм-чартера, в летний сезон 2007 г. запланировано пять туристических круиза атомохода "Ямал" на Северный полюс. На этот раз среди сотни туристов за один рейс преобладает "интернациональный" состав - граждане США, Канады, Англии, Франции, Нидерландов, Австрии, Швейцарии, Кореи, Таиланда, Тайваня, Индии и ЮАР. Впервые участниками полярного круиза стали и несколько жителей России. Атомоход имеет на борту 2 вертолета (МИ-8 и Ми-2) для проведения вертолетных экскурсий, а также большие (на 12 мест) надувные моторные шлюпки - "зодиаки". По пути арктического круиза туристы имеют возможность понаблюдать за белыми медведями, полярными дельфинами, китами и скоплениями моржей [4]. Для полярных круизов часто используется и дизель-электрический ледокол "Капитан Драницын". Это судно Мурманского морского пароходства на 130 мест выполняет туристические рейсы в основном на Шпицберген и Землю Франца-Иосифа. Экипаж судна состоит из 122 работников пассажирской службы и 66 членов экипажа. В июле 2007 г. "Капитан Драницын" провел 12-дневный круиз из Мурманска к Земле Франца-Иосифа с 116 иностранными туристами на борту. Архипелаг Франца-Иосифа привлекает туристов круизных ледоколов суровой первозданной красотой, чуждой для привычной среды обитания человека. Здесь преобладают ледниковые, высокие скалистые, низкие каменистые или песчано­ илистые берега островов. Во время вертолетных экскурсий туристы осматривают ледники, айсберги, останки окаменевших деревьев, базальтовые вулканические плоскогорья. На архипелаге туристы посещают 11 достопримечательных мест, доступных для экскурсий [4]. Помимо ледоколов эпизодически используется для полярных круизов и пассажирский теплоход "Полярис", в основном на архипелаг Шпицберген. В последние годы пассажирские судна ММП - "Клавдия Еланская" и "Василий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz