Грушенко, Э. Б. Анализ развития арктического морского туризма в Баренцевоморском регионе // Север и рынок. - 2007. - N 2 (18). - С. 68-75.
для закупки всего лишь одного комплекта ядерного топлива для атомного ледокола [4]. Атомоход "Ямал" выполняет рейсы на вершину планеты, взяв на борт 70-100 иностранных туристов, как правило, по маршрутам: Мурманск- Шпицберген-Северный полюс; Мурманск-Земля Франца-Иосифа-Северный полюс - снова Земля Франца-Иосифа-Новая Земля-Мурманск. Сервис на борту ледокола соответствует уровню пятизвездочного отеля. До2002 года фрахтовала атомоход "Ямал" у пароходства американская компания "Супернова экспедишн". Она набирала туристов в основном из американцев (до 95%) и единичных европейцев. Позднее туристов стала опекать московская фирма "Посейдон". Она делает рекламу, фрахтует ледокол, встречает и провожает туристов, нанимает персонал: поваров, стюардов, переводчиков, лекторов, экспедиционного лидера. "Посейдон" работает на рынке туризма с 1992 г., объединяет собой шесть компаний морского направления, но организацией круизов на Северный полюс занялся с 2002 г. "Посейдон" сделал основную ставку на туристов из Азии с преобладанием японцев (до 80% пассажиров). Начиная с 2006г. российский "Посейдон" приобретен Англией и преобразован в английскую туристическую компанию "Посейдон Арктик вояж Инк", которая арендовало помимо "Ямала" и еще одно круизное судно ММП- "Капитан Драницын". По договору тайм-чартера, в летний сезон 2007 г. запланировано пять туристических круиза атомохода "Ямал" на Северный полюс. На этот раз среди сотни туристов за один рейс преобладает "интернациональный" состав - граждане США, Канады, Англии, Франции, Нидерландов, Австрии, Швейцарии, Кореи, Таиланда, Тайваня, Индии и ЮАР. Впервые участниками полярного круиза стали и несколько жителей России. Атомоход имеет на борту 2 вертолета (МИ-8 и Ми-2) для проведения вертолетных экскурсий, а также большие (на 12 мест) надувные моторные шлюпки - "зодиаки". По пути арктического круиза туристы имеют возможность понаблюдать за белыми медведями, полярными дельфинами, китами и скоплениями моржей [4]. Для полярных круизов часто используется и дизель-электрический ледокол "Капитан Драницын". Это судно Мурманского морского пароходства на 130 мест выполняет туристические рейсы в основном на Шпицберген и Землю Франца-Иосифа. Экипаж судна состоит из 122 работников пассажирской службы и 66 членов экипажа. В июле 2007 г. "Капитан Драницын" провел 12-дневный круиз из Мурманска к Земле Франца-Иосифа с 116 иностранными туристами на борту. Архипелаг Франца-Иосифа привлекает туристов круизных ледоколов суровой первозданной красотой, чуждой для привычной среды обитания человека. Здесь преобладают ледниковые, высокие скалистые, низкие каменистые или песчано илистые берега островов. Во время вертолетных экскурсий туристы осматривают ледники, айсберги, останки окаменевших деревьев, базальтовые вулканические плоскогорья. На архипелаге туристы посещают 11 достопримечательных мест, доступных для экскурсий [4]. Помимо ледоколов эпизодически используется для полярных круизов и пассажирский теплоход "Полярис", в основном на архипелаг Шпицберген. В последние годы пассажирские судна ММП - "Клавдия Еланская" и "Василий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz