Грушенко, Э. Б. Анализ развития арктического морского туризма в Баренцевоморском регионе // Север и рынок. - 2007. - N 2 (18). - С. 68-75.

Более двадцати лет работает в Баренцевоморье флагман арктических исследований России - Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского НИИ культурного и природного наследия. Основная задача экспедиции заключается в комплексном изучении историко-культурной и природной среды Арктики. За многие годы в тесном сотрудничестве с Мурманским морским пароходством были исследованы: Соловки, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, многочисленные острова Арктики. К своему 20-летию МАКЭ выявила и обследовала несколько тысяч объектов культурного и природного наследия Баренцевоморья. В результате морских экспедиций МАКЭ предложено создать в Арктике единую международную систему особо охраняемых природных и историко­ культурных территорий под условным названием "Арктическое кольцо". И первым регионом системы должно стать Баренцевоморье. В рамках этой системы предусмотрены комплексные мероприятия по формированию международного парка "Виллем Баренц" - северное побережье Новой Земли, острова Вайгач, Матвеев, Мясной, юг Шпицбергена (Норвегия) и о.Медвежий (Норвегия) - в местах, связанных с экспедицией В.Баренца. Также предложено организовать национальный парк "Русская Арктика" (Земля Франца-Иосифа, север Новой Земли, о.Виктория) [3]. Помимо МАКЭ в летний сезон в Баренцевоморье на судах Мурманского морского пароходства работают экспедиции Санкт-Петербургских НИИ и музея Арктики и Антарктики, а также Мурманского морского биологического института (ММБИ). У ММБИ есть и свое научно-экспедиционное судно "Дальние Зеленцы". Научный туризм получил также развитие на островах Кандалакшского заповедника Белого моря. В рамках Международного полярного года проводится экспедиция "Арктика-2007" в сторону Северного полюса на атомоходе "Россия" и научно­ исследовательском судне "Академик Федоров". Арктические морские круизы Туристические круизы на ледоколах в высокие широты Арктики выполняются с 1990 г. и очень популярны среди состоятельных любителей путешествий из стран Западной Европы, Америки и Азии. Арктический круиз на Северный полюс - это эксклюзивный российский турпродукт. Россия - единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. Следует отметить, что арктический туризм на атомных ледоколах - это не прихоть Мурманского морского пароходства, в доверительном управлении у которого находится атомный ледокольный флот. Это возможность заработать средства на содержание ледоколов, которые недостаточно финансируются государством. К тому же атомные ледоколы используются в качестве круизных судов в период их наименьшей потребности - в летнее время (июль-сентябрь). С 1993 года основным перевозчиком круизных туристов на Северный полюс становится атомоход "Ямал". Каждый рейс занимает около двух недель и стоит от 18 до 23 тыс. долл. на одного чел. Но вся заработанная "Ямалом" сумма составляет лишь небольшую часть тех средств, которые тратит пароходство

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz