Грушенко, Э. Б. Анализ развития рынка туризма в Карельско-Кольском туристском районе // Север и рынок. - 2007. - № 1 (18). - С. 156-159.
региона, привлечь дополнительные инвестиции и использовать потенциальный ресурс туристского межсезонья. Туризм как межотраслевой комплекс является перспективной отраслью экономики и в Мурманской обл., поскольку за последние годы отмечается устойчивый рост численности туристов, посещающих Кольский п-ов. Так, в 2005 г. Мурманскую обл. посетило 20 тыс. организованных туристов (обслуживаемых турфирмами), что в 2 раза больше, чем в 2002 г. Общий объем инвестиций, привлеченных для развития туризма на Кольском п-ове, в 2005 г. составил 33.25 млн руб., что в 2 раза больше, чем в 2004 г. Развитие туристического бизнеса благотворно влияет и на экономику региона: сумма налогов от деятельности турфирм в бюджеты всех уровней в 2005 г. составила 14.2 млн руб.* Рыболовные экологические туры являются наиболее доходным видом туризма региона и настоящим символом Кольского п-ова. Рекреационная рыбалка по принципу "поймал-отпустил" дает сезонную, но хорошо оплачиваемую работу (примерно 500 рабочих мест) и приносит в бюджет региона 76% налоговых отчислений, поступающих от туризма. В основном приезжают иностранные любители семужной рыбалки (75%), однако в обозримой перспективе на долю российских туристов будет приходиться 40% всего количества рыбаков. Российские и иностранные инвестиции, вложенные в инфраструктуру рыболовного туризма, за все время существования данного вида туризма, оцениваются в 600 млн руб. На 1 руб. производимой в рыболовном туризме услуги туроператорские предприятия приобретают сторонних услуг на 74 руб., чем многократно повышают туристские расходы. Можно увеличить продолжительность сезона рыбалки по принципу "поймал-отпустил" с 7-8 до 15 недель, но при условии, что качество туристических услуг будет соответствовать мировым стандартам. Оборот туроператорской рыболовной фирмы - примерно 2 млн руб. в год, а принимает она в среднем не более 300 туристов [3]. Будущее туризма на Кольском Севере, по мнению экспертов, в определении неких точек, доминант туризма, которые могли бы сформировать туристский образ региона, как, например: Великий Устюг - родина Деда Мороза. В настоящее время визитная карточка Мурманской обл. - семужная рыбалка. Но это ограниченный природный ресурс, так как нужно сохранить биологическое стадо атлантического лосося и нельзя планировать приезд сотен тысяч туристов [3]. В отличие от Карелии Кольский п-ов никогда не был местом массового паломничества туристов. Развитие туризма (как и привлечение в область инвестиций) осложняет то, что многие привлекательные с точки зрения туризма районы находятся в погранзонах (район Алакуртти, 25-км береговая погранзона вдоль Терского берега Белого моря). Недостаточно также просто рекламного продвижения на внешние туристические рынки, так как на Кольском Севере пока не готова инфраструктура для приема больших потоков туристов. Всего в области примерно 3.5 тыс. гостиничных мест, а в Мурманске - менее 1 тыс.* Для сравнения: в финском г.Рованиеми, где численность населения в 10 раз меньше, чем в Мурманске, насчитывается 3 тыс. гостиничных мест. Во время проведения таких крупных мероприятий в областном центре, как: Праздник Севера или ’Материалы предоставлены Мурманским информационным туристским порталом. - 2006. www.murrnantourism.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz