Грушенко, Э. Б. Анализ развития туризма на Соловецких островах // Север и рынок. - 2012. - № 1 (29). - С. 9-12.

гостиница может считаться бюджетной - «Петербургская» (от 450 руб. койко-место) [1]. Для паломников открыто паломническое бесплатное общежитие, где срок проживания ограничен 4 сутками. В поселке открыто 7 кафе и ресторанов с московскими ценами, в продуктовых магазинах, где продается местная выпечка и хлеб, отмечаются длинные очереди покупателей-туристов. В последние годы появилось много сувенирных частных магазинов с местной и архангельской продукцией. На Соловках открыта школа ремесел, летом проходит традиционная некоммерческая Соловецкая ярмарка, направленная на возрождение культурно-ремесленных традиций на Соловках. Одним из наиболее очевидных результатов работы ярмарки и школы ремесел стало расширение ассортимента сувенирной продукции на Соловках. Появились новые соловецкие сувениры, опирающиеся на традиции северных ремесел или на исторические традиции Соловецкого монастыря. Чистый ионизированный морской воздух Соловков без автомобильных выбросов и пробок притягивает сюда много туристов из мегаполисов. Например, в аномально жаркое лето 2010 г. многие москвичи из задымленной столицы выехали отдохнуть на Русский Север, часто выбирая в качестве турпоездки «прохладные» Соловки. Московские туристы в этом году составили около 90% общего туристического потока на Соловецкие острова. Рост въездного туризма на Соловках стал заметней все последние годы. С 2001 по 2009 год общий объем соловецкого туристического потока ежегодно рос с 17 тысяч до 35-40 тысяч туристов в год. При этом сезон 2009 г. был наилучшим по количеству гостей архипелага. В начале летнего сезона 2010 г. отмечался некоторый спад приезда туристов, однако в течение жаркого августа резко увеличившийся турпоток позволил приблизиться к прошлогодним показателям. Услугами музея-заповедника пользуются в среднем до 2/3 приезжающих на архипелаг гостей. Иностранные туристы составляют лишь 8 % от общего количества туристов. В общей структуре соловецкого туристического потока, по данным экспертов, 25% приходится на организованный паломнический туризм, 60% - на организованный светский туризм, 15% - на неорганизованный «дикий» туризм. Некоторые тургруппы прибывают на Соловки судном «Василий Косяков» лишь на несколько часов, ночуя в туркомплексе «Причал» в Карельском Рабочеостровске. Большая часть турпотока (86%) направляется на архипелаг относительно недорогим морским транспортом со стороны Карелии: через Кемь (самый кратчайший путь, 55 км) и Беломорск. На этом направлении 80% туристов перевозит карельский транспорт [2]. Маршрут на Соловки со стороны Архангельска не пользуется большой популярностью из-за высоких цен на авиаперелет и морской круиз. Соловки связаны прямым авиасообщением с Архангельском и Москвой. Редкие морские круизы из Архангельска выполняются теплоходами «Белинский» (Помор-тур) и «Беломорье». Рейс на Соловки из Северодвинска прекращен из-за сгоревшего теплохода «Алушта». Двенадцатидневное путешествие на круизном теплоходе из Москвы на Соловки через Беломорско-Балтийский канал обойдется туристу от 25 до 60 тыс. руб. В перспективе, возможно, увеличить количество иностранных туристов на Соловках, если восстановить морской круиз из Кандалакши, действовавший в советское время. В Кандалакшу туристы смогут прибывать автобусами со стороны российско-финского пункта пропуска Салла. Можно отметить следующие проблемы в развитии туристической отрасли на Соловках: уровень сервиса и культуры предпринимательства крайне низок; абсолютная разобщенность туроператоров, представляющих Соловки; отсутствие чёткой региональной политики в области развития соловецкого туризма; высокие цены турпродукта, современное обслуживание турбизнеса в большинстве случаев проходит мимо налоговой базы. Подавляющее число туроператоров и владельцев отелей зарегистрированы в налоговых службах других регионов. Обслуживающих туристов (принимающих) компаний на Соловках три: федеральный музей-заповедник, паломническая служба ставропигиального монастыря и частная компания, обслуживающая не более 5% соловецких туристов. Так как музей и монастырь не платят налогов в районный и областной бюджет, фактически Архангельская область получает налоги только с этих 5% и почти ничего не имеет с продаж турпутевок. В Архангельске ведущим туроператором по Соловкам является компания «Помор-тур». В экономико-географическом плане Соловки сейчас более привязаны к Карелии, чем к самой Архангельской области. Фактически, сегодня существует только административное подчинение и дотации из бюджета Архангельской области на содержание соловецкой инфраструктуры. По оценке основного эксперта по Соловкам, Олега Кодолы, общий совокупный объём соловецкого туристического рынка составляет не менее 20-23 млн.долларов в течение летнего туристического сезона. Непосредственно на Соловках каждый турист в среднем оставляет от 5 до 15 тыс. рублей. По различным оценкам, экскурсионная, сувенирная, транспортная и гостиничная составляющая оценивается в 200-300 тысяч дохода ежегодно. Большую часть дохода от соловецкого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz